Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня

421

Дорогие братья и сестры, с праздником Воздвижения Креста Господня!
Этот праздник входит в число двенадцати великих праздников Святой Православной Церкви и является главным праздником из числа посвященных Кресту. Об исторических событиях, связанных с обретением Честного Древа Господня, в большей или меньшей мере знакомы все. Поэтому сегодня предлагаем вспомнить о значение Креста в жизни каждого христианина.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Беседуя с учениками о Своем Крестном пути, Христос тесно соединил Свой путь с путем спасения для каждого желающего, который также совершается через крестоношение.

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). 

Исследуем внимательно это слово Христа, в котором Он так коротко и емко указывает путь спасения. Исследование начнем с конца.

К чему приводит следование за Христом?

Оно приводит в Царствие Небесное. Христианин должен искренне веровать в то, что нет иного пути спасения, кроме того, которым прошел Христос (Ин. 14, 6). Чтобы войти в Царствие Небесное, должно стать на путь шествия за Христом.

Что значит следовать за Христом?

Это терпеливое, до конца земной жизни, шествие вслед Спасителя, по указанным Им заповедям. Предваряют это шествие две обязательные ступени, не пройдя которые, невозможно не только войти в Царствие Небесное, но даже стать на этот спасительный путь.

Первое обязательное условие следования за Господом – это отвернуться себя. «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Что такое отвергнуться себя?

«Отречься себя – значит оставить греховную жизнь. Грех, при посредстве которого совершилось наше падение, так объял все естество наше, что сделался для нас как бы природным: отречение от греха сделалось отречением от естества; отречение от естества есть отречение от себя» («Аскетическая проповедь» свт. Игнатия Брянчанинова).

Таким образом, по толкованию Церкви, отречение от себя – это отвержение мыслей, желаний и действий падшего естества. Отречение от себя есть поставление законом своей жизни Слова Божьего, преимущественно, выраженного в Евангелии, и замещение этим Законом нашего падшего мудрования, преимущественно, заимствованного из мира. Отречение от себя обнаруживается в том, когда человек всем своим сердцем, умом и телом воюет со грехом и сопротивляется его многообразным проявлениям. Такое состояние духа должно проявляется во всяком уверовавшем в Господа и принявшем Крещение:

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? … Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6, 3-11).

То есть, по мысли апостола Павла, все мы, когда-то уверовавшие и крестившиеся, должны почитать себя мертвыми для греха, оставив и возненавидев его так, как раньше любили его и служил ему. Это и есть отвержение себя, без которого никто не может вступит на вторую ступень – «возьми крест свой».

животворящего креста господня

Что такое «свой крест»?

Это многоликость скорбей земной жизни: боль, причиняемая от собственной поврежденности, постоянно влекущей нас ко греху; обстоятельства жизни, в которые мы поставляемся Промыслом Божьим и которые мы не в состоянии изменить, как то: болезни, бедность или иные стеснения; это искушения, причиняемые нам дьяволом напрямую, или, чаще всего, через людей. Вся это многоликость, соединяясь особым образом, образует для нас наш собственный и неповторимый крест. Этот крест не ищет и не сооружает сам человек. Его премудро сооружает Господь – по мере сил каждого верующего.

Что значит взять свой крест?

Принять его с благодарением и доверием Богу, веруя в то, что Он лучше знает, что нам нужно для спасения.

Что значит взять именно свой крест?

Принять не те скорби, труды и подвиги о которых мы читали в житиях святых, слышали от других или рисовали в своем воображении, но именно те, которые попускаются нам здесь и сейчас. Замечено, что человек воображает и, как следствие, ожидает себе тот крест, который бы не воздействовал на его греховные навыки, которыми он заражен. Но Господь как Премудрый Врач, дает человеку именно то горькое лекарство, которое исцеляло бы человека от его страстей. По этой причине человек тяжело признает попущенный ему крест, как именно свой, он его воспринимает как нечто чужое и случайное, то, от чего можно и нужно скорее освободиться. Но именно эта боль, которая нами почитается чужеродной, служит главным доказательством того, что врачевство нашей греховности было выбрано верно.

Поэтому постол Петр, говоря об искушениях, посылаемых верным, говорит так:

«Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4, 12-13).

Итак, «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» – вот полная последовательность действий для всех желающих вечной жизни в Царствие Небесном. Нам нужно твердо помнить, что на путь следования за Господом допускаются только те, кто предварительно отвергся себя и взял свой крест.

Недоумения многих, даже из числа христиан, наглядно говорят о том, что об этой последовательности слов Спасителя мы зачастую забываем. Ибо многие из нас, приняв крещение или вновь ввернувшись в храм с пути далече, в целом сказать, воцерковившись, ожидают, как бы некоей «награды». Так многие недоумевают: «Стал ходить в храм, стараюсь не грешить, регулярно исповедуюсь и причащаюсь, соблюдаю посты и ежедневно молюсь Богу. Но в моей жизни, помимо бывших скорбей, добавились новые. К болезням прибавилось тяжелое материальное положение, к подсиживаниям на работе, скорби дома. Почему так? Господь меня не слышит? Что я делаю не так?!» – вопиют они, забывая ответ Христов.

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Вслед за отвержением себя, что в жизни современного христианина соединено с воцерковлением, Господь предлагает человеку взять крест свой, а не почивать в бесскорбной жизни до конца своих дней. Этот крест, образующийся из многоразличных скорбей, и есть верный признак правильного пути ко спасению, а также того, что Господь нас очень сильно любит и очень хорошо слышит.

Дорогие братья и сестры, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня вновь вспомним о том пути, каким нам заповедано спасаться. Нет иного пути для человека в Царствие Небесное, но и на этот путь становятся только те из христиан, кто предварительно отвергся себя и взял свой крест. Наш собственный крест, не отвергнутый, но с благодарением подъятый, становится тем единственным «билетом», посредством которого выходят на путь следования за Спасителем. Терпеливое следование за Ним в течение всей земной жизни естественным образом приводит нас в Царствие Божье.

Сам Господь нес Крест и поэтому на путь следования за Ним не допускаются без креста. Люди без креста здесь отвергаются, как не имеющие «удостоверения» христианина. Без деятельного взятия своего креста и следования за Христом, все наши слезы и сочувственные воздыхания Страстям Спасителя и всем святым, понесшим крест, будут тщетны. Женам, только сочувствовавшим Христу, но не взявшим своего креста, Господь сказал: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк. 23, 28).

Обязывает ли Господь нас с вами встать на этот путь, ведущий в Царствие Небесное? Нет. Даже из числа тех, кто уверовал во Христа и крестился, приглашаются только желающие: «Если кто хочет идти за Мною».

Остережемся же мы, братья и сестры, того, чтобы быть только созерцателями ныне в Церкви возносимого Креста. Пока есть время отвергнемся себя, возьмем крест свой и последуем за Христом ко спасению. Аминь.

Священник Алексей Ч.

Рад видеть Вас на страницах своего сайта. Буду признателен. если Вы поделитесь этой статьёй с друзьями в соц.сетях. Спаси Господи!

Небольшие Усилия Делают Большие Изменения

Закрыть меню