Усекновение главы Иоанна Предтечи

Predtechi-342.jpg Новости

(об ответственности мужа и жены)

Возлюбленные братья и сестры, с праздником Усекновения честной главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна!

Всем нам хорошо известна история усекновении главы святого Пророка, достаточно подробно описанная на страницах Евангелия. И хотелось бы назвать эту историю беспрецедентным и вопиющим событием, но, увы, она является ярким примером того, как этот мир обходится со святостью. Поэтому, в той или иной форме, подобные события являются печальным достоянием всех времен.

В сегодняшнем слове хотелось бы сконцентрироваться на одной малозаметной детали, но сделать из нее важные выводы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вникая в Евангелие, мы можем заметить, что царь Ирод, отдавший приказ о казни Иоанна, абсолютно не помышлял убивать его. Ирод, именуемый Антипа, управлял Галилей и был одним из четырех правителей захваченной Римом Палестины. Он был склонен к роскошной и развратной жизни, полной пиров и развлечений, поверхностного мышления по типу «бери от жизни все», эдакий представитель «золотой молодежи» I-го века. Но, со всем этим мы находим в нем, что его душа не окончательно мертва, и сердце реагирует на святость. Так, заключив Иоанна в темницу, Ирод берег его и с удовольствием слушал его, многое делая по его совету. В тот момент, когда Саломея, плясавшая пред ним, потребовала от него голову Иоанна Крестителя, правитель искренно опечалился, а после убийства пророка, Ирод терзается страхом его воскрешения из мертвых. Взаимоисключающие факты уважения к святому и его убийства создают впечатление об Ироде не как охладнокровном убийце, но как о человеке, слабом по характеру и ведомом иными людьми.

ivan_1.jpg

Кто же были эти люди?

Царь Ирод был во власти страстной любви к Иродиаде, его беззаконной сожительнице. Об этой жене история сохранила весьма нелестные сведения. Даже среди весьма развращенного высшего общества того времени ее фигура заметно выделяется в отрицательном смысле. С юных лет она мечтала о царской короне – любой ценой. Именно она, как бы участвуя в казни святого мужа только косвенно, из-за завесы, по существу является главной убийцей пророка Иоанна.

Таким образом, смерть святого пророка Иоанна стала стечением грехов двух сожителей, незаконных супругов. Эти грехи являются двумя концами одной палки: с одной стороны, слабохарактерности мужа, уступившего власть делать беззакония жене, а с другой – кровожадности жены, рвавшейся к этой власти.

Несмотря на слабохарактерность Ирода, ответственность за совершенное преступление Евангелие возлагает на него, указывая именно его, а не Иродиаду, как убийцу святого Иоанна.

Так было и в Раю с первым людьми Адамом и Евой. Змий прельстил Еву, научив ее вкусить от древа познания добра и зла, и Ева сделала причастным ко греху Адама, дав ему плоды. Но за совершенный грех Господь спрашивает именно Адама, обращаясь в первую очередь к нему: «Адам, где ты?» (Быт. 3, 9).

Тем самым Писание дает понять нам, что муж разделяет ответственность за те преступления жены, которые происходят по его попущению. Ответственность мужчины не умаляется ничем: ни нежеланием участвовать в преступлении, ни невозможностью повлиять на властолюбивую жену, ни, тем более, безумной любовью к супруге.

Поэтому Священное Писание предупреждает мужчину не быть слабохарактерным попустителем злым делам жены, говоря так:

«Не давай воде выхода, ни злой жене – власти; если она не ходит под рукою твоею, то отсеки её от плоти твоей» (Сир. 25, 28-29).

А последствием непослушания этому слову Божию становится следующее:

«Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них. Многие погибли и сбились с пути и согрешили через женщин» (2Езд. 4, 26-27).

Так и царь Ирод впоследствии сделался рабом и изгнанником из-за многих интриг Иродиады, которые он во время не пресек.

С другой стороны, кровожадная Иродиада стала той движущей силой, которая сделала из царя Ирода, призванного к высокому званию блюсти закон, беззаконного убийцу.

Так было и с Адамом и Евой. Мы помним, что Господь решил сотворить жену Адаму, не желая, чтобы он пребывал один в раю. По слову Божьему, жена была сотворена как помощник Адаму. Но помощник не в смысле – служить ему, а в том смысле, чтобы через лицезрение ближнего, человека, подобного себе, Адам мог совершенствоваться в Богопознании. Таким образом, жена, по замыслу Божьему, есть помощник мужу в Богопознании. Но, как мы знаем, Ева стала помощницей Адаму в противном – не в приближению его к Богу, но в отдалению от Него.

Тем самым Писание научает нас иному важному закону, теперь уже относящемуся до жены: жена призвана помогать мужу, направляя и совершенствуя его к добродетели, но также, если она порочна, то имеет силу направлять супруга к пороку и греху.

Издревле многим народам известна важная истина: добродетельная жена способна даже злого и безнравственного мужа облагородить, наставив на путь правды, стать помощницей ему во спасении. Порочная и злая жена способна даже добродетельному мужу привить пороки и грехи, отдалив от жизни добродетельной, стать «помощницей» ему в погибели.

Этот важный духовный закон, относящийся к семейной жизни, лучше всего выразил премудрый Соломон:

«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Притч.14, 1).

Дорогие братья и сестры, будем помнить об этих законах, указанных нам в Священном Писании и показанных на отрицательных примерах Ирода и Иродиады. Эти законы имеют важное практическое значение в семейной жизни. Ответственность мужчины за попущенным им преступления своей жены ложится и на него, а жена имеет силу направить супруга как к добру, так и ко злу, за что также несет ответственность. Христиане, помня об этом, очень внимательно воспитывали своих сыновей и дочерей, и с большим вниманием создавали семьи. А люди, не соблюдавшие этих законов, пожинали посеянные ими плоды.

Так Ирод, слабовольно позволивший Иродиаде творить зло, и сама эта кровожадная и властолюбивая женщина закончили жизнь в бедности и безызвестности, находясь в ссылке. Дочь Иродиады Саломею, плясавшую перед отчимом, постигла ужасная смерть – провалившись под лед, ее голову зажали льдины, которые сверхъестественным образом перерезали ей шею. История говорит о том, что, пытаясь освободиться из-под льдин, она извивалась так, что это было похоже на страшный танец, который она исполнила на том злополучном пире, который мы сегодня вспоминаем. После этого ее тело упало на дно реки, а голову погибшей Саломеи принесли и отдали Ироду и Иродиаде. Так, женщина, казнившая праведника, на старости лет, получила голову своей дочери, через которую устроила эту вопиющую к Небесам беззаконную казнь.

Молитвами святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Иерей Алексей Ч.

Рад видеть Вас на страницах своего сайта. Буду признателен, если Вы поделитесь этой статьёй с друзьями в соц.сетях. Спаси Господи!

Небольшие Усилия Делают Большие Изменения

Поделитесь с друзьями это статьёй в сой.сетях

Рад видеть Вас на страницах своего сайта. Буду признателен. если Вы поделитесь этой статьёй с друзьями в соц.сетях. Спаси Господи!

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Верую Православие
Добавить комментарий

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.