Помыслы

Статьи

Помыслы легче пуха и незаметнее слабого ветерка. За день их бывает так много, они так разнообразны, что отследить их все и дать себе отчет в их качестве едва ли возможно. Мы говорим о помыслах. 

Они есть у всех, и они не только разнообразны. Временами они еще и безобразны. А еще есть пустые, неожиданные или даже фантасмагорические. Кто поймает их сачком, как бабочку? Кто пересчитает их, как песчинки в горсти? 

Да стоит ли вообще обращать на них внимание или можно махнуть рукой на эту мысленную моль, на эту пыль, соскучившуюся по мокрой тряпке? Что ж, мокрая тряпка действительно нужна, а вот просто отмахнуться от этой опасной мелюзги не получится. 

В своем Первом Соборном послании апостол Петр напоминает христианам об их прежней жизни, о той нравственной грязи, которую они отвергли с отвращением. Довольно, — говорит он, — что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они (прежние товарищи по греху. — Прим. А. Т.) и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1 Пет. 4: 3–4). 

Очень важно и не менее удивительно здесь то, что в перечне похотей помыслы стоят в ближайшем соседстве с такими очевидными гадостями, как мужеложство и скотоложство. Если бы мы с вами составляли перечни грехов и их классификацию, то никогда бы не поместили эфемерные (казалось бы) мысли рядом с вопиющими плотскими грехами. Очевидно, мы не до конца понимаем некоторые принципиальные по важности вещи. 

Вот, например, Каин. Прежде чем восстать на младшего брата и убить его, первенец Адама и Евы мучился от неотступной мысли. Явные признаки этой внутренней борьбы, которую Каин проиграл, описаны подробно. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4: 5–7). 

У дверей грех лежит, он влечет тебя к себе. 

Вот она, настырная неотступная мысль, лишающая человека покоя днем и ночью. Это пока еще только мысль, но она уже грех, лежащий у порога. У человека есть власть бороться с ней (сказано: «господствуй»). Если же она победит, а не ты, то грех очевидный, в пространстве и времени, произойдет с пугающей неумолимостью. 

Закоренелый грешник, собственно, это и есть человек, которого победила неотступная мысль. Привлекла к себе внимание, пере- ползла через порог, забралась в сердце и уходить не хочет. Так, патологический ревнивец, сексуальный маньяк, ненасытный вор, человек вечно недовольный жизнью, ропщущий, завидующий и так далее — это люди, потерпевшие поражение в невидимой борьбе. А в этой борьбе немудрено проиграть, поскольку большинство людей даже не подозревают, что такая борьба существует. 

Библейское откровение до царя Давида мало говорит о внутреннем мире человека, в том числе о помышлениях сердца. Видимо, человек не был способен к такому повороту зрения внутрь себя и вниманию к помыслам. Начиная же с Давида и его Псалтири, разговор о тайне сердца зазвучал, и его вряд ли уже остановишь. 

Греху предшествует мысль, а постоянному греховному поведению предшествует создание внутри человека целой мысленной системы греха, сложно разветвленной, как кровообращение. Этим откровением мы обязаны пророку Давиду, сыну Иессея и отцу Соломона. До него Святому Духу не с кем было заговорить о предметах столь тонких. Вот примеры из псалмов.

В надменности своей нечестивый пренебрегает Господом, он говорит: не взыщет; во всех помыслах его звучит: нет Бога. Это слова из 9-го псалма. Там же читаем: Говорит в сердце своем: «Не поколеблюсь, в род и род не приключится мне зла». И еще: Хватает бедного, увлекая в сети свои; сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его; говорит в сердце своем: «За- был Бог, закрыл лицо Свое, не увидит никогда». То есть чтобы ободрать ближнего как липку, чтобы сожрать его заживо, подставить, свести со света, нужно прежде всего сказать внутри себя: «Бога нет! А если и есть, то Он не видит, забыл, закрыл лицо…» Злодею необходим мыс- ленный фундамент деятельности. А раз он необходим, то он и неизбежен. Все эти слова-помыслы произносятся внутри сердца. Вот помыслы окаянной дочери Вавилона: она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» А вот то, что будет ей за этот укоренившийся образ мыслей: За то в один день придут на нее казни, смерть, и плач, и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее (Откр. 18: 7–8). 

Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро (Пс. 13, 1). Это уже слова безумного с неумолимым практическим выводом из них в виде гнусных дел и развращения. Писание, как видим, не оставляет маневра для светского гуманизма или безбожной доброты. Это довольно строго. Многие верующие не на шутку напуганы этой строгостью Всеблагого Бога. Испугаться есть от чего. И если бы мы сами выдумывали Бога, а не Он открывал Себя, то мы выдумали бы Его образцом толерантности. Реальная строгость Писания путает нам лукавые карты. 

Впрочем, это не строже, чем огонь, льющийся на Содом. И это не строже, чем воды, заливающие всех, кроме сидящих в ковчеге. А ведь и у Содома, и у человечества при Ное были, надо полагать, свои прочные мысленные конструкции. Вернее, они казались прочными, пока к одним не пришла вода, а других не накрыл огонь.


Может ли человек, который не читал Библию, быть православным?
Да
64.58%
Нет
35.42%
Проголосовало: 48

 

Источник
Поделитесь с друзьями это статьёй в сой.сетях

Рад видеть Вас на страницах своего сайта. Буду признателен. если Вы поделитесь этой статьёй с друзьями в соц.сетях. Спаси Господи!

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 4 из 5 )
Верую Православие

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.