В современном мире проблема одиночества становится всё острее и шире. Всё чаще случаются разводы, всё меньше хотят рожать и всё больше слышно о нехватке тепла и одиночестве рядом с близкими. Всеобщая депрессия давно обрела масштаб эпидемии, и чем цивилизованнее страна, тем больше потребность в антидепрессантах и психоаналитиках, всевозможных допингах, виртуальных и иного рода зависимостях.
Но откуда такая угнетённость, разобщённость, утрата способности просто жить и радоваться, как обычно это умеют дети? В современной действительности с её сумасшедшей гонкой за успехом и нацеленностью на «пожить для себя» люди становятся всё более недоверчивыми, равнодушными эгоцентриками, конкурирующими, отгораживающимися друг от друга и, как следствие, — одинокими.
Человек – социальное создание, испокон веку жившее большой семьёй, общиной и кланами, и потому так невыносимо переживает свою обособленность, в которую сам же себя и загнал. И всё-таки иногда побыть одному очень даже полезно, чтобы осмыслить свою жизнь вдали от мирской суеты и вспомнить о своей душе.
Однако современные люди в большинстве своём почти утратили эту способность. От разных знакомых то и дело слышу: как страшно потерять близких, как невыносимо остаться одному, как тягостно бродить по пустой квартире, когда близкие всего лишь на время отлучились! И речь зачастую далеко не о полном одиночестве, а лишь об отсутствии кого-то, к кому наиболее привязан. Человек иногда даже готов выбрать смерть, лишь бы не оставаться одному. И это не выдумка. В этом признался мне однажды молодой парень, пытавшийся покончить жизнь самоубийством из-за покинувшей его девушки. Причиной он назвал страх перед одиночеством. При этом у него есть семья, родные!
Человек настолько духовно обнищал и прирос к постоянному потоку внимания, что малейший вакуум вокруг себя сразу же хочет чем-то заполнить, лишь бы не оставаться один на один с собой и со своими мыслями. На это у него нет никаких внутренних сил, никакого доверия к Богу, попускающего спасительное одиночество, где бы, наконец, можно было очнуться и ожить для Него. И тогда уже не требовать от других непрестанного внимания к себе, как неокрепший младенец, а напротив самому дарить его тем, кто в нём нуждается. Ибо когда нами обретается Бог, наши внутренние запасы становятся неистощимы. Потому, должно быть, многие святые добровольно стремились к отшельничеству, обретая в нём силу через связь с Богом. «Уединение и молитва выше всякого блага», — так говорил преподобный старец Парфений Киевский.
И нам, мирянам, не надо бояться одиночества. Страх одиночества преследует, пока ты однажды не переживешь этот опыт, не окунёшься в него с головой. Ведь когда ты барахтаешься в нём, проходя этапы жуткой паники, горькой печали, возмущённого ропота, отчаяния и сомнений, ты крепнешь, закаляясь, как в горниле. И тогда в какой-то момент одиночество распахивает перед тобой двери в удивительный мир, не видимый ранее сквозь замшелый, ослепляющий эгоизм.
Ты начинаешь вдруг замечать других людей с их судьбами и нуждами, видеть, как они интересны и прекрасны, и главное, осознаёшь свою глубинную потребность в общении с Богом! Одиночество словно выталкивает тебя из твоей скорлупы. До этого ты вообще ничего не видел, кроме себя, а весь мир и близкие существовали лишь для твоего ублажения, призванные заполнять собой твою адскую внутреннюю пустоту.
И вот жизнь «для себя» завела тебя в болото одиночества и уныния. И ты, оставшись один, вдруг начал понимать, что некого уже больше винить за свои ошибки и неудачи, не к кому предъявлять претензии. Вокруг лишь стены, в заключении которых, как в тюрьме, тебе приходится лицом к лицу встретиться с самим собой. И тебе ничего уже не остаётся, как только признать себя автором всех неприятностей в своей жизни. Нет уже рядом мамы, которая выслушает твоё недовольство и утрёт сопли. Нет папы, которого можно обвинить за несправедливую строгость. Нет супруга, безусловно виноватого в твоём раздражении и обиженности. И нет детей, на которых за их шалости можно «отвести душу». А друзья и знакомые долго терпеть бесконечные упреки и жалобы не будут. И тогда поневоле задумаешься о первопричинах своих несчастий и понемногу начнёшь прозревать. А это и есть начало спасительного покаяния и пути к духовному исцелению.
Вот почему некоторым из нас этот вакуум так жизненно необходим — это спасение от полного очерствения души. Иначе как ещё пошатнуть стену непробиваемого эгоизма и гордыни? Господь милостив и вразумляет нас наилучшим для каждого способом, не давая бездарно погибнуть в грехах. В конце концов, одиночество — не самый худший вариант вразумления. Это не мучительная смерть, не тяжкая болезнь, не физическое уродство, а всего лишь возможность прийти в себя, временная изоляция, в которой прекрасно доходит, насколько дорого тебе было присутствие каждого близкого человека в твоей жизни.
[ocean_posts_slider id=»1682″]Ведь поистине: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». И в своём самомнении мы частенько обесцениваем тех, кто рядом, лишь неблагодарно потребляя и выказывая ставшее привычкой хроническое недовольство. Забываясь, мы мним, что мы умнее всех и что нам лучше знать, как кому жить. Мы гордо поучаем и с надменностью осуждаем, мы обиженно дуемся и затаиваем чувство досады. Где уж помнить о благодарности за то, что эти люди все ещё желают быть рядом с нами? А ведь каждый человек, проникнутый к нам искренним интересом и симпатией, и уж тем паче любовью, — это уже настоящее чудо, за которое надо бы ежечасно славить Всевышнего!
Так вот, одиночество — не смертельно и не так страшно, как кажется. И, наверное, нигде, как в этом продолжительном испытании, не происходит духовного трезвения и не открывается способности ценить любого человека, посылаемого нам Богом, почитая за счастье — отдавать ему себя.
Ольга Малышкина
От Всего сердца благодарность автору сайта за такую во всех смыслах нужную, интересную и философскую статью, которая как всегда вовремя!?
Как подтверждение к теме высказыванию любимого Омара Хаяма:
» Уж лучше быть одним чем с кем попало и лучше голодать чем что попало есть..!»