Первый патриарх после синодального периода, смелый обличитель красного террора и кроткий по своей натуре пастырь, снискавший любовь простого народа. Святитель Тихон проявил мужскую твердость духа во время большевистских гонений и до последнего боролся за сохранение порядка в раздираемой расколами и внешними ударами Церкви.

Доброе начало

Василий Беллавин родился в семье потомственного священника, и по традиции своего времени в 9 лет поступил в духовное училище, а затем и в Псковскую духовную семинарию. Современники описывали молодого семинариста как «добродушного, кроткого и богобоязненного, без лукавства и святошества».

В семинарии друзья в шутку называли Василий «архиереем», а в Петербургской духовной академии – «патриархом». Но принятое Беллавиным после учебы монашество для многих товарищей стало неожиданностью.

Успехи в богословских науках привели будущего святителя к преподавательской деятельности. В 1892 году иеромонах Тихон, спустя год после рукоположения, назначается сначала ректором Казанской, а затем и Холмской семинарий. 19 октября 1897 года святитель был хиротонисан в сан епископа. А еще спустя год он назначается главой Русской миссии в Америке и отправляется на Аляску.

Народ не хотел отпускать любимого пастыря: вокзал заполнило огромное количество людей, а во время отбытия поезда некоторые из жителей Холмщины ложились на рельсы. Только обращение владыки Тихона остудило пыл паствы.

Похожими проводами сопровождался и отъезд святителя из Америки. До сих пор владыку Тихона именуют в этих краях апостолом Православия.

Именно святитель заложил фундамент для развития Русской Православной Церкви Зарубежом в этих землях, открывая приходы, налаживая церковную жизнь, проповедуя слово Божие, да так, что паства возросла до 400 тысяч человек.

Кроме, собственно православных русских, сербов и греков, во Христа крестились алеуты, словаки, русины и арабы. В Нью-Йорке был открыт Свято-Никольский кафедральный собор.

На родине владыку Тихона назначают правящим архиереем на Ярославскую кафедру. Епископ и здесь активно трудился, добираясь в самые отдаленные монастыри и приходы губернии на лошади, в лодке и даже пешком, приободряя людей, подчеркивая, что для Церкви важен каждый человек.

В Ярославле святитель Тихон состоял почетным членом «Союза русского народа», что говорит о нем как о верном сыне нации. В будущем в своих воззваниях владыка не раз обратиться к русским людям с пламенным призывом.

Во время первой мировой войны уже архиепископ Тихон управляет Виленской и Литовской епархией, оказавшейся в зоне боевых действий. Спасая мощи виленских мучеников, владыка уезжает в Москву, но сразу же возвращается и несет пастырское бремя: напутствует солдат на поле брани, посещает лазареты, совершает богослужения.

[ocean_posts_slider id=»1682″]

Поместный собор и патриарший подвиг

В день Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа 1917 в Москве открылся Поместный собор. Более половины делегатов составляли миряне, хотя они не имели права голоса, однако, их появление однозначно оживило событие и включило в жаркую дискуссию о необходимости восстановления патриаршества.

В ноябре 1917 старец Зосимовой пустыни Алексий вытянул перед Владимирской иконой Божьей Матери жребий, и он пал на митрополита Тихона.

Какое значение играл Поместный собор для Русской Церкви? На нем принимались судьбоносные решения. Вот некоторые из них:

  • восстановлено Патриаршество и провозглашена независимость Церкви от государства, а высшей церковной властью признан Поместный собор;
  • положено начало поминовению и прославлению «новомучеников»;
  • принято положение о приходском уставе;
  • единоверцы (православные старообрядцы) обрели трехчинную иерархию;
  • признана невозможность расторжения светской властью освященного Церковью брака;
  • приняты определения о монастырях и монашествующих.

Собор проходил в условиях боевых столкновений в Москве между сторонниками Временного правительства и большевиками. Зимой 1918 в Киеве был убит митрополит Владимир. Патриарх Тихон предал анафеме всех гонителей православных. Хотя слова святителя и не были прямо обращены к большевикам, предстоятель Церкви, избегая клише, не побоялся осудить деяния всех тех, кто «гонения воздвигли на истину Христову».

Спустя год после Октябрьской революции, голосом, исполненным боли и негодования, патриарх, видя, как по всей стране коммунисты убивают ни в чем не повинных христиан, обращается к Совнаркому с воззванием:

«Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7:9-10)».

21 июля 1918-го года святитель осудил расстрел Николая II.

 В 1922 году в связи с усиливающимся голодом советская власть признает законным изъятие церковных ценностей. Патриарх Тихон выступает с заявлением к верующим, в которых призывает отдавать все, кроме святынь и освященных предметов, являющихся необходимыми при совершении богослужений.

Предстоятель Русской Церкви становится неудобен Советам, и его сначала арестовывают, изолируют от мира на территории Донского монастыря, а затем организуют газетную травлю. Святителю, очевидно, готовили скорую расправу.

Вместе с тем обновленцы, которых активно поддерживала Советская власть, на своем «соборе» лишили патриаршего титула Тихона, а также монашества. Однако, после освобождения, патриарх, ни сколько не опасаясь за жизнь и здоровье, обратился к верующим с сообщением о возврате к полноценному церковному служению. Обновленцы были посрамлены, а большевики недоумевали: почему в созданной ими карманной «церкви» почти нет прихожан, а в поставленной новой властью вне закона – миллионы людей?

7 апреля 1925 года святитель Тихон умер от сердечной недостаточности, хотя выдвигалась и версия отравления. «Теперь я усну… крепко и надолго» – сказал патриарх незадолго до своей кончины.

[ocean_posts_slider id=»1682″]

«Побеждайте зло добром!»

Духовная жизнь не терпит бюрократизма, и именно это губительно сказывается на Церкви. Трагедию 1917-го ряд философов, историков и мыслителей связывают с расколом XVII века.

Органично встретившаяся с христианством русская культура ломалась, рушились основы свободы и соборности Церкви. Пружина противоречий в народной жизни однажды должна была выстрелить, и это произошло в начале XX века.

Символично, что короткий, но яркий период подъема веры в России патриарший престол занимал человек истинно евангельского характера. Он не поднимал людей на брань с большевиками, но при этом смело обличал богоборцев. Ни к чему насильно не принуждая, святитель Тихон трудился, отказавшись от личных амбиций и став на место предстоятеля Русской Церкви по воле Божьей.

«Светлая мерность» – тот самый дух, которым описывал верующую Древнюю Русь Дмитрий Сергеевич Лихачев, присуща и владыке Тихону, стоит хоть немного познакомиться с его биографией, жизнью, событиями, воспоминаниями современников и его личными заявлениями.

Мы часто пытаемся требовать от духовной власти играть с миром по его правилам, превратиться из пастырей в харизматичных вождей, дать резкую и определяющую оценку тем или иным событиям, занять сторону в непрекращающейся во Вселенной войне всех против всех. Но порой за страстными порывами внутри мы совсем забываем Христа, Его евангельский образ, в котором Он подобен путнику, спокойно грядущему в новую жизнь, несмотря на бури, ураганы, штормы, нападения разбойников, голод и холод, козни врагов и предателей.

Святитель Тихон двигался именно таким, узким путем, размышляя, прежде всего, о Церкви как о корабле спасении, о людях – как людях, а не политически окрашенных фигурах на шахматной доске гражданской баталии. За спокойным, добрым, бескорыстным и кротким нравом скрывался чуждый понтов образ Человека, способного, несмотря на внешнюю «безобидность» говорить, когда ценой за каждое слово могла быть собственная жизнь.

Владыка совершал поступки, решался на заявления, выдерживал неимоверный прессинг со стороны агрессивной и, без преувеличения, сатанинской советской власти, оперативно справлялся с организацией церковного управления. В истории нашей страны всегда были, есть и будут мужчины, способные на свершения. Одним из таких, трудившихся не ради денег, а ради Бога и людей, был патриарх Тихон.

Его имя золотыми буквами вписано историю нашего Отечества. И, конечно, он достойно вошел в безмятежный покой Вечности.

Источник: