Православный Взгляд На Одиночество

407

“В сердце каждого Бог создал вакуум, который невозможно заполнить сотворёнными вещами. Это место для Бога, Которого человек может познать через Иисуса Христа” – Блез Паскаль

Одиночество – состояние или чувство?

В литературе разного рода существует широкий спектр определений термина «одиночество», относящего это понятие то к фактическим состояниям человека, то к области его чувств.

Первую трактовку можно встретить, например, в Юридическом словаре: «Одиночество – психическое состояние субъекта, находящегося в социально-коммуникативной изоляции, что характеризуется различными депрессиями или чувством тревоги».

Вторую – в Психологической энциклопедии: «Одиночество – (loneliness) представляет собой деструктивную форму самовосприятия. Одинокий человек чувствует себя заброшенным, забытым и ненужным…».

Википедия в своём определении предлагает ещё более расширить это понятие, выделяя в «одиночестве» даже и некий положительный аспект: «уединённость».

Так каково же одиночество на самом деле? Попробуем понять это, рассматривая одиночество через призму Священного Писания и мыслей Святых Отцов.

Если высказаться совсем кратко, то: одиночество не имеет в себе положительных коннотаций, относится к области чувств, а не состояний и человек никогда не является одиноким абсолютно.

Было время, когда одиночества не было…

Обратимся ко временам праотца Адама и праматери Евы. К тому моменту, когда из ребра («грани») Адама ещё не была сотворена ему супруга.

Тогда человек пребывал в Эдемском саду один, но одиночество было ему незнакомо. Почему? Адам не чувствовал и не мог чувствовать себя одиноким, так как остро сознавал присутствие Совершеннейшего Существа, Бога, рядом с собою. Только попытка познать Непознаваемого и вместить Невместимого могла полностью закрыть заложенную в человека безграничную потребность в познании и общении. И тогда он был счастлив.

После грехопадения части человеческой души расстроились, рассогласовались между собой. Как только человек собственным волевым решением расторг единение с Богом, он стал одинок. И от этого душа его наполнилась скорбью.

В этом смысле сотворение Евы являлось милостью Господа по отношению к Адаму.

Конечно же, два первых человека не могли полностью заменить друг для друга общение с Творцом, но могли изучать и любить друг друга и, через это, несколько утешиться в своём печальном состоянии.

Однако ещё с тех времён и до сих пор общение даже с близким и дорогим нам человеком не закрывает наших потребностей полностью и не гарантирует от чувства недопонимания и оставленности со стороны окружающих.

Святитель Августин Иппонский выразил эту мысль так:

«Бог сотворил нас для Себя, и дотоле мятется сердце мое, доколе оно не успокоится в Боге моем».

Одиночество гордеца

Одиночество можно разделить на «природное» и «социальное». В современном мире гораздо более распространено именно социальное одиночество.

Люди сегодня очень часто жалуются на то, что у них нет друзей, что они не могут найти себе пару и создать семью, что их не понимают родители и игнорируют товарищи по коллективу. Чаще всего причиной этого является гордыня самого человека, который слишком концентрируется именно на своих ощущениях.

Игумен Нектарий (Морозов) в своей книге «Одиночество. Пути преодоления: в Церкви, семье и обществе» поясняет суть подобного «гордого одиночества» следующим диалогом с одной женщиной:

– Вы священник?

– Да.

– Христианин?

– Да.

– А ваша паства, прихожане, они тоже христиане?

– Да.

– Так вот, в Библии сказано, что нужно носить тяготы друг друга. Вы почему мои тяготы не принимаете?

– Подождите, – говорю, – но ведь это сказано каждому из нас, это взаимно, а вовсе не карт-бланш вам одной, чтобы прийти со своими тяготами и заставить их носить.

– Нет, – возражает она, – если вы не несете мои тяготы, то вы не христиане…

То есть эта женщина, рассуждающая в соответствии с современной «психологией потребителя», добровольно изолировала себя от христианской общины, навязывая свои переживания и не желая вникать в чужие. Она оказалась одинока не вследствие недостатка участия со стороны других людей, а вследствие ожесточения своего собственного сердца.

Чтобы личность человека была интересна окружающим, ему нужно помимо себя самого, любить кого-либо и что-либо ещё. Когда у человека есть в жизни интересное ему дело, в котором он продвинулся дальше других, когда он искренне и всерьёз интересуется личностями других людей, их чувствами, мыслями и делами, тогда и сам он становится интересен.

У человека, умеющего любить и уважать своего визави, никогда не возникает проблемы «социальной изоляции». Это подтверждается и самой жизнью с её примерами дружбы старика и юноши, здорового и инвалида, богатого и бедного, профессора и крестьянина. Ничто не может разделить людей, умеющих сердечно относиться друг ко другу, а не только к своему внутреннему «Я».

Внимание к Промыслу

Но встречается и другая ситуация. Человек умеет любить других. Он имеет довольно друзей и близких, глубоко уважаем коллегами на работе, но не может найти свою «половинку». Он упорно ищет своего человека, но не обретает его в течение многих лет. И тогда чувство одиночества начинает терзать его сердце.

В этом случае стоит попытаться понять, какой путь тебе уготован Богом. Возможно, твоя жизнь проходит вразрез с Его замыслом о тебе, и именно сопротивление этому самому верному и благому для тебя пути и делает твою душу несчастной.

Ведь не все мы обязаны «построить дом, посадить дерево и вырастить сына». Кто-то становится многодетной мамой, а кто-то избирает путь инока. Один человек становится опорой для собственной семьи, а другой – отказывается от её создания ради принесения тепла детям-сиротам.

Когда человек избирает именно тот путь, который ему предлагает Господь, он получает от Него благодатную помощь, становится действительно счастлив, и чувство одиночества пропадает.

«Природное» одиночество

Это здоровое чувство неполноты в общении даже с самыми близкими тебе людьми – родителями, детьми, супругами. Чувство, отправляющее нас на поиски Бога. Именно оно заставляет нас желать уединения. А вот уединение – это уже не чувство, а состояние.

В состоянии уединения мы начинаем внимать тому тихому внутреннему голосу Творца, который исходит из глубины наших сердец. Этот голос даёт нам ясное ощущение ежеминутного присутствия Небесного Отца рядом с нами. Именно поэтому в состоянии уединения чувство одиночества испаряется, а его место занимают чувства тихой радости, спокойствия и защищённости.

И вот это правильное ощущение постоянного присутствия Господа рядом с нами даёт нам ответ на вопрос, почему бывает счастлива монахиня, давшая обет девства и через это лишившаяся мужа и потомства, почему оказывается счастлив отшельник в глухой тайге, вокруг которого на сотни километров нет других людей.

Всё потому, что человек никогда не бывает один, если только сам не прилагает к этому усилий. Стоит ему только открыть своё сердце Богу и стоящий рядом Христос войдёт в него:

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною»

(Откр. 3:20).

Андрей Сегеда

Рад видеть Вас на страницах своего сайта. Буду признателен, если Вы поделитесь этой статьёй с друзьями в соц.сетях. Спаси Господи!

Небольшие Усилия Делают Большие Изменения

Закрыть меню