Православный Взгляд На Одиночество

Православный Взгляд На Одиночество Статьи

“В сердце каждого Бог создал вакуум, который невозможно заполнить сотворёнными вещами. Это место для Бога, Которого человек может познать через Иисуса Христа” – Блез Паскаль

Одиночество – состояние или чувство?

В литературе разного рода существует широкий спектр определений термина «одиночество», относящего это понятие то к фактическим состояниям человека, то к области его чувств.

Первую трактовку можно встретить, например, в Юридическом словаре: «Одиночество – психическое состояние субъекта, находящегося в социально-коммуникативной изоляции, что характеризуется различными депрессиями или чувством тревоги».

Вторую – в Психологической энциклопедии: «Одиночество – (loneliness) представляет собой деструктивную форму самовосприятия. Одинокий человек чувствует себя заброшенным, забытым и ненужным…».

Википедия в своём определении предлагает ещё более расширить это понятие, выделяя в «одиночестве» даже и некий положительный аспект: «уединённость».

Так каково же одиночество на самом деле? Попробуем понять это, рассматривая одиночество через призму Священного Писания и мыслей Святых Отцов.

Если высказаться совсем кратко, то: одиночество не имеет в себе положительных коннотаций, относится к области чувств, а не состояний и человек никогда не является одиноким абсолютно.

Было время, когда одиночества не было…

Обратимся ко временам праотца Адама и праматери Евы. К тому моменту, когда из ребра («грани») Адама ещё не была сотворена ему супруга.

Тогда человек пребывал в Эдемском саду один, но одиночество было ему незнакомо. Почему? Адам не чувствовал и не мог чувствовать себя одиноким, так как остро сознавал присутствие Совершеннейшего Существа, Бога, рядом с собою. Только попытка познать Непознаваемого и вместить Невместимого могла полностью закрыть заложенную в человека безграничную потребность в познании и общении. И тогда он был счастлив.

После грехопадения части человеческой души расстроились, рассогласовались между собой. Как только человек собственным волевым решением расторг единение с Богом, он стал одинок. И от этого душа его наполнилась скорбью.

В этом смысле сотворение Евы являлось милостью Господа по отношению к Адаму.

Конечно же, два первых человека не могли полностью заменить друг для друга общение с Творцом, но могли изучать и любить друг друга и, через это, несколько утешиться в своём печальном состоянии.

Однако ещё с тех времён и до сих пор общение даже с близким и дорогим нам человеком не закрывает наших потребностей полностью и не гарантирует от чувства недопонимания и оставленности со стороны окружающих.

Святитель Августин Иппонский выразил эту мысль так:

«Бог сотворил нас для Себя, и дотоле мятется сердце мое, доколе оно не успокоится в Боге моем».

Одиночество гордеца

Одиночество можно разделить на «природное» и «социальное». В современном мире гораздо более распространено именно социальное одиночество.

Люди сегодня очень часто жалуются на то, что у них нет друзей, что они не могут найти себе пару и создать семью, что их не понимают родители и игнорируют товарищи по коллективу. Чаще всего причиной этого является гордыня самого человека, который слишком концентрируется именно на своих ощущениях.

Игумен Нектарий (Морозов) в своей книге «Одиночество. Пути преодоления: в Церкви, семье и обществе» поясняет суть подобного «гордого одиночества» следующим диалогом с одной женщиной:

– Вы священник?

– Да.

– Христианин?

– Да.

– А ваша паства, прихожане, они тоже христиане?

– Да.

– Так вот, в Библии сказано, что нужно носить тяготы друг друга. Вы почему мои тяготы не принимаете?

– Подождите, – говорю, – но ведь это сказано каждому из нас, это взаимно, а вовсе не карт-бланш вам одной, чтобы прийти со своими тяготами и заставить их носить.

– Нет, – возражает она, – если вы не несете мои тяготы, то вы не христиане…

То есть эта женщина, рассуждающая в соответствии с современной «психологией потребителя», добровольно изолировала себя от христианской общины, навязывая свои переживания и не желая вникать в чужие. Она оказалась одинока не вследствие недостатка участия со стороны других людей, а вследствие ожесточения своего собственного сердца.

Чтобы личность человека была интересна окружающим, ему нужно помимо себя самого, любить кого-либо и что-либо ещё. Когда у человека есть в жизни интересное ему дело, в котором он продвинулся дальше других, когда он искренне и всерьёз интересуется личностями других людей, их чувствами, мыслями и делами, тогда и сам он становится интересен.

У человека, умеющего любить и уважать своего визави, никогда не возникает проблемы «социальной изоляции». Это подтверждается и самой жизнью с её примерами дружбы старика и юноши, здорового и инвалида, богатого и бедного, профессора и крестьянина. Ничто не может разделить людей, умеющих сердечно относиться друг ко другу, а не только к своему внутреннему «Я».

Внимание к Промыслу

Но встречается и другая ситуация. Человек умеет любить других. Он имеет довольно друзей и близких, глубоко уважаем коллегами на работе, но не может найти свою «половинку». Он упорно ищет своего человека, но не обретает его в течение многих лет. И тогда чувство одиночества начинает терзать его сердце.

В этом случае стоит попытаться понять, какой путь тебе уготован Богом. Возможно, твоя жизнь проходит вразрез с Его замыслом о тебе, и именно сопротивление этому самому верному и благому для тебя пути и делает твою душу несчастной.

Ведь не все мы обязаны «построить дом, посадить дерево и вырастить сына». Кто-то становится многодетной мамой, а кто-то избирает путь инока. Один человек становится опорой для собственной семьи, а другой – отказывается от её создания ради принесения тепла детям-сиротам.

Когда человек избирает именно тот путь, который ему предлагает Господь, он получает от Него благодатную помощь, становится действительно счастлив, и чувство одиночества пропадает.

«Природное» одиночество

Это здоровое чувство неполноты в общении даже с самыми близкими тебе людьми – родителями, детьми, супругами. Чувство, отправляющее нас на поиски Бога. Именно оно заставляет нас желать уединения. А вот уединение – это уже не чувство, а состояние.

В состоянии уединения мы начинаем внимать тому тихому внутреннему голосу Творца, который исходит из глубины наших сердец. Этот голос даёт нам ясное ощущение ежеминутного присутствия Небесного Отца рядом с нами. Именно поэтому в состоянии уединения чувство одиночества испаряется, а его место занимают чувства тихой радости, спокойствия и защищённости.

И вот это правильное ощущение постоянного присутствия Господа рядом с нами даёт нам ответ на вопрос, почему бывает счастлива монахиня, давшая обет девства и через это лишившаяся мужа и потомства, почему оказывается счастлив отшельник в глухой тайге, вокруг которого на сотни километров нет других людей.

Всё потому, что человек никогда не бывает один, если только сам не прилагает к этому усилий. Стоит ему только открыть своё сердце Богу и стоящий рядом Христос войдёт в него:

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною»

(Откр. 3:20).

Андрей Сегеда

Рад видеть Вас на страницах своего сайта. Буду признателен, если Вы поделитесь этой статьёй с друзьями в соц.сетях. Спаси Господи!

Небольшие Усилия Делают Большие Изменения

Поделитесь с друзьями это статьёй в сой.сетях

Рад видеть Вас на страницах своего сайта. Буду признателен. если Вы поделитесь этой статьёй с друзьями в соц.сетях. Спаси Господи!

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Верую Православие
Добавить комментарий

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.