Познания язычников о Боге. Слово в день памяти Великомученицы Варвары

211

Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. (Пс. 18, 5).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Житие великомученицы Варвары, память которой мы сегодня совершаем, побуждает поднять вопрос, нередко вводящий в заблуждение современного человека.

Не редки случаи, когда мы можем слышать такого рода мнения. «Язычество было первой ступенью в стадии развития человечества и является естественным для человека, природным состоянием его». Язычники не имели Богооткровения, которое было даровано позже иудейскому народу, а впоследствии, со всей ясностью, было открыто через Христа и, поэтому, по рассуждению таковых, идолопоклонство становится как бы извинительным, оправдываясь своим абсолютным неведением о истинном Боге.

В таком ли абсолютном неведении истинного Бога пребывало человечество? Язычество, а именно, почитание людьми многих богов вместо Единого Творца является ли естественным для человека? И находит ли оправдание язычество с точки зрения Священного Писания и Предания Церкви?

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Обратимся к посланию святого апостола Павла к Римлянам и толкованию этого послания Святыми Отцами Православной Церкви, по преимуществу святителя Феофана Затворника (цитаты которого будут записываться в кавычках). Сразу, для внесения ясности последующих слов, приведем цитату святителя Феофана «идолопоклонство не первоначальная религия, как иным кажется, а есть плод ниспадения с высоты истинной религии, по развращению сердец и умов».

Послушаем, что говорит Святой Дух через святого апостола Павла.

Ибо открывается гнев Божий на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим. 1, 18).

Начиная с данного стиха первой главы послания к Римлянам, апостол Павел говорит о язычниках. Этими словами он недвусмысленно дает понять, что нечестие и неправда человеков были делом их свободной воли и противными Божьей воле. Иначе, почему тогда должен открываться гнев Его?

Но кто-то спросит: «Из чего видно, что древний мир имел истинные познания о Едином Боге, которые он подавил неправдою? Древнему миру не было открыто познания о Боге».

Святой Иоанн Златоуст пишет: «Бог ведение о Себе вложил в человеков при самом их рождении». Помимо этого «Писание удостоверяет, что первоначально в раю Бог учил человека разуму; потом, по падении и изгнании из рая, неоднократно являлся Сам и Ангелов посылал для возвещения ему истинного ведения. Так было до потопа и после потопа до столпотворения и смешения языков. Когда вследствие сего смешения люди расселились по разным местам — всякий язык особо, — тогда они понесли с собою всё, что было открыто роду человеческому дотоле Богом и Ангелами Его. Таким образом, языки знали о Боге и вещах Божественных не только из того, что в душе их напечатлено, но и из того, что Бог потом особо открыл и что, по преданию, переходило из рода в род».

Итак, человек имел истинное познания о Боге как внутри себя – голос совести, так и вне себя – предание в народе. Но, наверняка, кто-то вновь поспорит: «Голос совести мог быть не слышим, а предание с веками могло забыться и измениться, и, поэтому, древний мир, не сохранив познание о Едином Боге, стал поклоняться многим богам».

На такое возражение совопросников апостол Павел приводит нерушимое доказательство того, что древний мир мог познать Бога, если бы хотел. Даже в отсутствии голоса совести и народного предания, Господь оставил иное важнейшее познание о Себе. И это свидетельство о Едином Боге, делает неизвинительным языческое нечестие, обличая их в своевольном уклонении к идолопоклонству.

Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (Рим. 1, 20).

Солнце, звезды, луна, море, горы, животные, растения – все творения Божии своими свойствами призваны указать человеку на своего Творца – Единого, Всемогущего, Премудрого, Благого, Всесовершененного Бога. Поэтому, не смотря на то, что ни для людей, ни даже для Ангелов, Сущность Бога невидима, тем не менее, всё относящееся к Его бытию человек мог познавать через сотворенный Им мир. Таков был первоначальный Божий замысел, но человек не принял его.

Итак, Господь сделал все возможное для людей, чтобы они имели истинное знание о Нем – голос совести, живое предание о Боге, сотворенный мир. Каждого отдельно взятого свидетельства Бога о Себе было бы достаточно, чтобы познать Его, но люди, по своей испорченной воле, не воспользовались этими свидетельствами, отвергнув их. Вместо познания Творца через творение, они обожествили творение.

Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь (Рим. 1, 25).

Именно поэтому, после столь многих попыток Бога привести человека на путь истинный, человек избравший путь нечестия, став идолопоклонником, остается безответен, то есть не может ни чем оправдать своего нечестивого выбора.

А что выбор мог быть сделан иной, свидетельствует нам не малочисленные факты Священного Предание Церкви. Послушаем об одном из них.

ПРЕДАНИЕ. ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ

«Жил на Востоке, в Илиополе (территория современного Ливана), один человек знатного рода, богатый и знаменитый, по имени Диоскор, по происхождению и по вероисповеданию язычник. Он имел дочь Варвару, которую берег, как зеницу ока, ибо кроме нее не было у него больше детей… во всей той местности не было девицы, подобной ей по красоте, почему Диоскор соорудил для нее высокую и искусно устроенную башню, а в башне устроил великолепные палаты. В них он заключил дочь свою, приставив к ней надежных воспитательниц и служанок, ибо ее мать уже умерла…. Живя в башне, в высоких палатах, отроковица находила для себя утешение в том, что с этой высоты смотрела на небесные и земные создания Божии, — на светила небесные и на красоту земного мира. Однажды, взирая на небо и наблюдая сияние солнца, течение луны и красоту звезд, она спросила живших с нею воспитательниц и служанок:

— Кто сотворил это?

Также, взглянув на красоту земную, на покрытые зеленью поля, рощи и сады, на горы и воды, спросила:

— Чьею рукою все это создано?

Те сказали ей:

— Все это создали боги.

Девица спросила:

— Какие боги?

Служанки отвечали ей:

— Те боги, которых чтит твой отец и имеет в своем дворце — золотые, серебряные и деревянные — и которым поклоняется, — они создали все то, что перед твоими очами.

Слыша такие слова их, девица усомнилась и рассуждала сама с собою:

— Боги, которых почитает мой отец, деланы руками человеческими… Как же эти сделанные боги могли создать такое пресветлое высокое небо и такую красоту земную, когда сами не могут ни ходить ногами, ни делать руками?
Размышляя таким образом, она часто и днем и ночью смотрела на небо, стараясь по творению узнать Творца. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого, Неведомого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю. Она говорила себе:

— Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие, рукою Своею создал все. Един должен быть Тот, Кто простер широту неба, утвердил основание земли и просвещает свыше всю вселенную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд, а внизу — украшает землю различными деревьями и цветами и напояет реками и источниками. Един должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всех промышляет.

…В таких размышлениях разгорелся в сердце Варвары огонь любви божественной и распалил ее душу пламенным стремлением к Богу… Среди людей она не могла найти себе наставника… Но Сам Премудрейший Учитель и Наставник, Дух Святой, внутренним вдохновением невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму ее познание истины. И жила девица в своей башне,…размышляя о небесном, а не о земном, ибо сердце ее не прилеплялось ни к чему земному, не любила она ни золота, ни дорогих жемчугов и драгоценных камней, ни нарядных одежд, ни каких-либо девических украшений, никогда она не помышляла о браке, но вся мысль ее была обращена к Единому Богу, и она пленена была любовью к Нему» (Жития Святых, Святитель Димитрий Ростовский).

Святая великомученица Варвара, пострадала в 306 году во времена жестоких гонений Диоклетена и Максимиана Галерия. Пример святой великомученицы показывает нам, как она, не просвещенная святым Крещением, через одно внимательное рассматривание сотворенного мира, познала Единого Господа. Но не только познала, но достигла столь славной высоты, которой многие из нас, крещенных, не могут достигнуть.

Обратим внимание на препятствия с какими столкнулась святая на пути познания Бога. Отец – ревностный язычник, а значит от рождения неведение ничего иного, кроме языческого учения, заточение без возможности общаться с кем-либо, кроме как со служанками-язычницами, отсутствие христианских проповедников, постоянное окружение языческими идолами – все эти препятствия не смогли преодолеть проповеди творения о своем Творце. Такова-та сила хоть и безгласной, но влиятельнейшей проповеди творения и своем Творце.

Житие святой великомученицы Варвары обнаруживает нам величие той силы проповеди, которой отверглись иные язычники, а это вновь нам доказывает о их виновности в своем нечестивом поклонении твари вместо Творца. Если святая Варвара, окруженная язычеством могла познать Бога, то что препятствовало этому познанию иным людям, жившим в наиболее благоприятных условиях? Только собственное нежелание и беспечность. Если в таких невозможных условиях девушка язычница познала Единого Бога, то, как мы можем думать, что идолопоклонство может быть естественным для человечества на каком-либо из этапов его существования, в Ветхом ли Новом ли Завете или в наше время.

Итак, идолопоклонство есть пагубное заблуждение человечества, в которое оно впало по своему нерадению, когда отвергло открытые ему истины Божьи. Его никак нельзя считать за естественное состояние или развитие человечества. Его никак нельзя оправдать.

СОВРЕМЕННОЕ ЯЗЫЧЕСТВО

К сожалению, и в наше время находятся такие люди, которые полагают, что человек, по своему естеству, многобожник. Как мы слышали выше, Писание обличает таковых, в том, что они подавляют истину неправдою (Рим. 1, 25), что есть грех против Духа Святого. Находятся иные, даже из рядов христиан, которые оправдывают современные языческие культы, приравнивая их с христианством. Они считают, что у каждого народа свой путь к Богу, признавая язычество за один из таковых путей. Иные подобные нелепые мысли рождаются в умах наших братьев и сестер во Христе.

Православный христианин должен знать и помнить взгляд Церкви на многобожие и идолопоклонство.

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Диавол всеми мерами старался низвесть людей до подобия гадов и самым несмысленнейшим тварям подчинить тех, которых Бог хотел возвести превыше небес». А святой епископ Феофан пишет: «Идолопоклонство не первоначальная религия, как иным кажется, а есть плод ниспадения с высоты истинной религии, по развращению сердец и умов… Без участия этого мудрого на зло деятеля (дьявола) нельзя объяснить происхождение идолопоклонства».

Остережемся быть соучастниками дьявольской хитрости, надругания и насмешки над человечеством, признавая идолопоклонство за один из этапов развития человека или один из путей, ведущих к Богу. Таковыми рассуждениями мы приобщаемся к дьявольской авантюре против человека.
Церковь не только не считает за естественное для человека или извинительное для него по его неведению поклонение твари, но громко говорит о том, что язычество изобретение дьявола, противоестественно для человека и также постыдно, как противоестественные блудные грехи, которыми, по попущению Божию, были наказаны тогда и наказываются сейчас идолопоклонники. Ибо, как они заменили естественные понятия о Боге на противоестественные, так и Господь попустил им, чтобы их нравственность отошла от естественной для человека и подверглась противоестественным порокам.

О причинах воцарения лжи вместо истины и о наказании Божьем за это поговорим в следующий раз, если будет угодно Господу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый четверг церковное богослужение особо выделяет лик святых Апостолов и святителя Николая Чудотворца. На литургии в этот день поется прокимен (особая краткая песнь, как правило, взятая из псалма, поется перед Апостольским чтением) «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» – стихи, взятые из восемнадцатого псалма, в которых Давид воспевает творение Божие, проповедующее своего Создателя. Церковь премудро установила этот прокимен воспевать на всех церковных службах, посвященных апостолам. Тем самым Она желает всегда напоминать Своим чадам, о том, что сотворенный мир был дарован человеку для проповеди Творца, с той же целью как после были дарованы святые апостолы, проповедовавшие Христа, по всей земле и вселенной.

И ныне, окружающий нас мир, в безмолвии, но державно, величественно и славно продолжает свою проповедь о Боге. Прискорбно, что мы крайне редко пользуемся этим великим и славным проповедником Господа, погружаясь в суету каменных джунглей сотворенного нами мира. А тот, кто не позволяет поглотить себя суете мирской, чтобы не помрачились его очи сердечные, всегда к своему назиданию и спасению имеет эту открытую книгу Божьего творения перед собой.

Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной словá их.

Молитвами Пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных апостолов, святой великомученицы Варвары и всех святых, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Иерей Алексей Ч.

Рад видеть Вас на страницах своего сайта. Буду признателен. если Вы поделитесь этой статьёй с друзьями в соц.сетях. Спаси Господи!

Небольшие Усилия Делают Большие Изменения

Закрыть меню