О том, как мы проводим основную часть жизни

6 Статьи

Как-то раз на работе мы с сослуживцами задались вопросом, сколько времени проводим друг с другом. Посчитали. Оказалось – даже больше, чем с родными и близкими. Больше, чем с жёнами, детьми, отцами и матерями… Удивительно, но факт. Сегодня как раз и поговорим о «работе» – такой разной у каждого – скучной и интересной, любимой и не очень, высокооплачиваемой и не совсем, постоянной и временной.

Начнём с того, что работа по сердцу – это, конечно, ценный подарок от Бога. Православные иногда склонны умалять значение важности самореализации. Дескать, куда Господь тебя поставил, там и трудись. Это означает – куда папа с мамой отвели за ручку после школы, куда потом направили по распределению – вот там и работай, освящай место. Не работа красит человека, а человек работу… И это, конечно, всё правильно. Но, как водится в христианстве, на тот же самый вопрос мы обязаны смотреть и с другой стороны.

Мы должны стремиться к тому, чтобы работа была любимой. Думаю, и просить у Бога помощи в этом тоже должны. Притчу про таланты не забывать и реализовывать то, что Господь в тебя вложил. Ходят ведь по квартирам плохие сантехники, которые могут стать хорошими конферансье на свадьбах. И в столовых невкусный суп детям варят повара, которым по ночам снятся сверкающие рельсы, трамвайный клаксон и микрофон для объявления остановок.

Это, конечно, на зубах навязло, и кто только об этом не говорит. Но мы как-то на своих нелюбимых работах от детской мечты отмахиваемся. В конце концов, кредиты надо платить и опасно это – уходить неизвестно куда. Но с известной смелостью, с рассудительностью, а главное – с верой в помощь Господа – всё не так уж и страшно. Тысячи людей по всему миру меняют работу и становятся счастливее.

При этом, конечно, слова «да будет воля Твоя» забывать нельзя ни в коем случае. И метаться с работы на работу в поисках идеальной – глупо. Мы выше говорили именно о поиске призвания, а не о поиске хорошего коллектива и огромной зарплаты. Вот если сварщик мечтает стать священником – надо становиться. А если тот же сварщик меняет заводы, как перчатки, потому что ему начальник не угодил, или на проходной вахтёр не поздоровался – тут дело другое.

Ну и бывает такое, что под прикрытием поиска «работы мечты» так называемые главы семейств месяцами пролёживают диваны, а жена с детьми по вечерам варят суп из топора и не знают, в какой момент у них свет за неуплату отключат. Здесь тоже понятно – надо хвататься за любое дело, лишь бы хоть что-то домой приносить. Ну а мечту искать параллельно.

Другой, но весьма важный вопрос: как на работе не забывать про Бога? Ведь, действительно, в суете и круговерти тяжело иногда приходится. Да и вот эти наши восемь часов в день — жить исключительно «земным»? Вопрос, конечно, с подвохом, потому что если у человека есть памятование о Боге, то никакая работа его с этого не сдвинет… Но мы ведь только стремимся к такому. И на пути надо для себя «сооружать маяки» для памяти.

Вот грузит рабочий на заводе мешки с серой. Насыпал, завязал, отнёс. Насыпал, завязал, отнёс. Если в голове псалмы на память петь, запросто можно очередь пропустить. Поэтому в данном случае стоит упростить молитвенное делание. Например, благословляться перед каким-нибудь повторяющимся действием: «Господи, помоги донести!». Или на почте перед каждым клиентом: «Господи, помоги хорошо обслужить!». В магазине перед каждой полкой: «Господи, помоги правильно расставить!». Так мы и смиряться потихоньку научимся, и Бога к себе на работу пустим. Потому как обычно мы склонны вспоминать Его лишь тогда, когда мешок с серой забудем завязать или недовольный клиент начнёт требовать «жалобную» книгу.

Ещё, конечно, нужно работу делать на совесть. Христос Спаситель ведь в каждом человеке предлагает нам видеть Себя. А потому можно представлять, что работу свою мы делаем для Бога. Вот полы моем. Можно, конечно, наскоро тряпкой пройтись, а можно под кровать залезть. И если помнить, что убираем комнату для Господа – под кровать лезть как-то проще. Да и на постоянно звонящих по телефону людей злиться стыдно будет. И тот же суп в столовой получится вкуснее – всё же, с любовью. И на рынке рука сама потянется к ведру да и вышвырнет оттуда заранее с заботой припрятанные на дно зелёные картофелины…

Тут мы подходим к очень интересной и важной проблеме. А именно к тому, что на многих работах в современном мире… принято лукавить. Грубо говоря, это входит в профессиональные обязанности. Или не входит? Чаще всего, пожалуй, мы настолько расхлябанны и мягкотелы, что боимся изменить традицию врать. Мы плывём по течению, чем и нарушаем евангельские заповеди.

Вот как писал об этом Джон Стейнбек в своей знаменитой «Зиме тревоги нашей». Марулло – хозяин бакалейной лавки, Итен – продавец.

«Вернувшись, Итен застал Марулло склонившимся над мусорным баком.
— Начнем здесь, мальчуган.- Он вытащил из мусорного бака листья цветной капусты. — Слишком много срезаешь.
— Так аккуратнее.
— Цветная капуста продается на вес. Швыряешь деньги в мусорный ящик. Я знаю одного умного грека у него, может, двадцать ресторанов. Так вот, он говорит: «Весь секрет в том, чтобы почаще заглядывать в мусорный ящик. Что выброшено, то не продано». Умный грек, хитрый.
— Да, мистер Марулло, — еле сдерживая нетерпение, Итен вошел в лавку. Марулло следовал за ним по пятам, сгибая и разгибая руки в локтях.
— Овощи спрыскиваешь, как я велел?
— Спрыскиваю.

Хозяин взял с прилавка пучок сельдерея.
— Привял.
— Слушайте, Марулло! Замачивать их, что ли? И без того на треть воды.
— Если спрыскивать, они не вялые, а свеженькие. Думаешь, я ничего не знаю? Я с тележки начал — с одной тележки. И всё знаю. Учись ловчить, мальчуган, не то прогоришь. Теперь мясо — слишком дорого платишь оптовикам.
— Мы же рекламируем, что говядина у нас высший сорт «А».
— А, Б, В — поди разбери. На ценнике написано, и дело с концом. А вот теперь о самом важном. Должники нас душат. Кто не уплатит к пятнадцатому – кредит закроешь.
— Нет, так нельзя. Ведь некоторые лет по двадцать сюда ходят.
— Слушай, мальчуган. Магазины Вулворта самому Джону Д. Рокфеллеру не отпустят в долг даже на пять центов.
— Да, но это надёжные люди, почти все надёжные.
— Что значит «надёжные»? Если не уплатили, значит, деньги не пущены в оборот. Вулворт закупает целыми грузовиками. А мы так не можем. Надо учиться, мальчуган. Верно, хорошие люди. Но деньги тоже хорошая вещь. В баке слишком много обрезков.
— Это сало и кожа.
— Если сначала отвесить, а потом счистить, тогда можно. О себе не мешает подумать. Сам о себе не подумаешь — кто будет о тебе думать? Учиться надо, мальчуган».

Нечто подобное бывает почти на каждой работе. И, конечно, нам, христианам, надо быть маленькими революционерами (в правильном смысле слова). Там, где можно сделать дело честнее, делать его честнее. При этом остерегаться расшвыривания инструментов по комнате и обвинений с пеной у рта. Другие грешат? Мы их жалеем. А сами не грешим не потому, что святые и чистые, а потому, что нам так Христос велел. В общем, спокойно и тихо надо гнуть свою линию.

Образцом предусмотрительности и спокойствия для меня остаётся товарищ-водитель. Он устроился на работу и узнал в первый же день, что предыдущие пятнадцать человек на его месте воровали бензин. Весьма распространённая, увы, практика. И вот мой друг, конечно, мог громко возмутиться. Доложить начальству. С гордо поднятой головой принести канистру и сказать: «А я вот не ворую». Но он поступил по другому: тихо и аккуратно начал снижать расход, и в итоге никто ничего и не понял, но и друг не воровал бензин.

То есть «палить контору» в первый же день, может, и не стоит. Люди ведь искренне живут с мыслью, что с работы обязательно надо что-то «прихватывать» — на то она и работа. Но медленно и неумолимо ломать закоренелую практику – это нужно. И не бояться прослыть чудаком, и не бояться разорвать круговую поруку – там, где это нужно Христа ради. Потому что круговая порука, пел Бутусов, «мажет, как копоть». А нам негоже и без того нечистую совесть в грязи полоскать.

О многом ещё можно поразмышлять в связи с нашей темой, но будем останавливаться. Подводя черту, скажем, вслед за апостолом Павлом: «Кто не работает, тот да не ест» (см. 2 Фес. 3:10). Скажем: ищите любимое дело и старайтесь превратить его в вещь, приносящую доход. Скажем: трудитесь для Христа. Скажем: молитесь на всяком месте и на всякое время. Скажем: не бойтесь поднять руку, когда все опустили головы.

Пусть эти наши восемь часов не будут вычеркнуты из пути к Царствию Небесному, а наоборот, станут ареной борьбы с собственной низостью и греховностью.

Помоги нам в этом Господь!

Илья Тимкин

Рад видеть Вас на страницах своего сайта. Буду признателен, если Вы поделитесь этой статьёй с друзьями в соц.сетях. Спаси Господи!

Небольшие Усилия Делают Большие Изменения

Поделитесь с друзьями это статьёй в сой.сетях

Рад видеть Вас на страницах своего сайта. Буду признателен. если Вы поделитесь этой статьёй с друзьями в соц.сетях. Спаси Господи!

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Верую Православие
Добавить комментарий

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.