28

Житие прп. Феофана исп., творца канонов

Преподобный Феофа́н НикейскийПреподобный Феофа́н Никейский

Преподобный Феофан Никейский, Константинопольский, епископ, исповедник, творец канонов.

Родился Феофан в 778 году  в Иерусалиме в семье преподобного пресвитера Ионы. Старшим братом его был Феодор. С раннего детства избегал детских забав и любил посещать церковные службы.
Попечениями своих родителей, Феофан с братом своим Феодором обучились всякой книжной премудрости и были искусными философами. Философ – с греческого значит: любитель мудрости, т.е. ученый, посвятивший себя исследованию высших вопросов бытия: о Боге, о начале и законах мира и человека, о предназначении человека и конечных целях существования мира и т. п.
Постигнув суету и непостоянство настоящего мира, «ибо проходит образ мира сего» (1Кор.7:31), оставивши все, братья пришли в Лавру святого Саввы и посвятили там себя иноческой жизни, в коей и подвизались ревностно, преуспевая в молитвах и во всех добродетелях. Оба приняли там иночество. За свою добродетельную жизнь Феофан был удостоен пресвитерского сана.

В то время началось безбожное гонение на святые иконы, которое волновало всю церковь Божию, и многие христиане за почитание святых икон подверглись гонениям и мучениям.
Тогда сии премудрые учители и защитники православия были посланы Иерусалимским патриархом св. Никифором, как бы агнцы к волку, к императору Льву Армянину для обличения его злочестия. Пришед в Константинополь и представ пред сим богопротивником, они дерзновенно обличали его в злочестии и смело выступали в защиту иконопочитания. В словесном состязании Лев V был посрамлен. Он приказал нещадно бить обоих братьев, а потом сослал их в заточение и строго запретил помогать им в чем-либо.
При следующих императорах, Михаиле II и, особенно, при яром иконоборце Феофиле, обоих братьев вернули из ссылки и опять уговаривали присоединиться к иконоборческой ереси, но они всё так же твердо и мужественно претерпели все мучения и снова были изгнаны.
Но немного спустя их вызвали опять. На этот раз их подвергли жестокому избиению, и, наконец, над ними было совершено невиданное истязание. Раскаленными иглами на их лица нанесли якобы позорящие их надписи – 12 стихотворных строк, в которых о святых исповедниках говорилось как о “сосудах суеверного заблуждения”.
«Пиши, что угодно; пред страшным Судиею сам прочтешь твое писание», – сказали братья. И с того времени братья Феодор и Феофан стали называться «Начертанными».

После пытки святых братьев заточили в местечке Апамее, где святой Феодор скончался около 840 года. В заточении Феофан имел переписку c будущим патриархом Константинопольским исповедником Мефодием.
В течение более двадцати лет, от 817-го до 842-го года, они были мучимы и гонимы  иконоборцами. Они претерпели многоразличные мучения, раны и оковы, голод и жажду, ссылки и, заточения и другие бесчисленнейшие злополучия.
Святой Феофан дожил до окончания иконоборческой ереси в 842 году.
Сын Византийского императора Феофила, Михаил, приняв вместе с матерью своею Феодорою скипетр Византийских императоров, восстановил почитание святых икон, внес их в церкви Божии и возвратил из заточения всех святых мужей, страдавших за иконопочитание, оказывая всем им большие почести. Тогда же был возвращен из заточения и святой Феофан и, после принятия рукоположения от патриарха Мефодия, уничтожившего иконоборческую ересь, был назначен на митрополичью кафедру Никейской церкви.
Когда нашлись недовольные этим поставлением, возражавшие, что Феофан – сириец и некому поручиться в том, что он православный, то святитель Мефодий Константинопольский, указывая на лицо его, сказал: “После такой надписи не нужно и желать лучшего свидетельства в его православном исповедании”.
Скончался святой Феофан в сане митрополита 11 октября около 847 года. Его честные останки были положены в Хорской обители.

Святой Феофан прославляется Святою Церковью одинаково как исповедник Христов, так и как творец канонов. Преподобный Феофан был автором многих сочинений в защиту Православия. Написал четыре книги против иудеев, окружное послание исповедников о святых иконах, стихи о гонении на святые иконы.
Святой Феофан составил торжественный Канон о почитании святых икон и оставил после себя много сочинений в защиту православия. И в особенности известен, как писатель канонов, число которых достигает до 148. Лучшие каноны его – канон в Неделю Православия, все каноны Апостолам и об усопших. Кроме того, св. Феофан писал и стихиры на некоторые дни.

«Мы видели, братия, – говорит протоиерей Григорий Дьяченко, –  что св. исповедник Феофан претерпел великие страдания за истину православия, которое требовало и требует воздавать должное почитание св. иконам. И многие св. мужи – святители, пресвитеры и диаконы, а также великий сонм св. мирян терпели оскорбления, темничные заключения, мучения и самую смерть, отстаивая истины православия в борьбе с язычниками и еретиками.

Что же такое православие, которое так дорого для всех истинных христиан, без которого нам не войти в царствие Божие?

а) Православие, на сколько можно ответить на этот трудный вопрос христианского учения, в основе своей есть, во-первых, повиновение Богу, когда человек смиряет свой разум пред высшим откровением и приемлет его верою. Послушание сие руководится мыслию: Господь Сам сказал, что же я могу тут от себя прибавить? В словах Господних не может быть ни ошибки, ни недомолвки; если чего ясно не открыто, нам, во всяком случае, не распознать. Послушание веры преисполнено чувств искреннейшаго благоговения к словам Господним. Сказал Господь о Святом Духе: «Иже от Отца исходит» (Иоан.15,26), мы и исповедуем вместе с церковию: верую и в Духа Святаго… «Иже от Отца исходящаго». Сказал Господь о Своей крови: «пийте от нея вси» (Матф.26;28), чаша жизни и преподается всем и не только взрослым, но и младенцам.

б) Во-вторых, православие есть послушание церкви, когда мы не полагаемся на разум свой или других людей в истолковании богооткровенного учения, а слушаемся ее гласа и учения и всем сердцем вверяем себя ее водительству. Вместе с сим и по сему самому православие есть верность учению апостолов и отцев церкви, согласие со всею древнею церковию и единение с ныне пребывающею и духовно царствующею в мире церковию вселенскою. Посему, провозгласив вселенский символ веры, церковь торжественно восклицает: «сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Держась этой веры, христианин находится в единении с Богом, Источником безсмертной жизни; «порвав же живую связь с нею, он погибнет для жизни вечной».
Братие мои возлюбленные! Обратите ваше внимание на эти слова и не пропускайте их мимо вашего сердечного слуха!

в) Православие, далее, – это не только правое исповедание веры, но и правая жизнь. Православие, например, отвергает возникшее на почве католичества учение о добродетели, как некоей заслуге пред Богом; отвергает и протестантское (лютеранское) учение об оправдании одною верою, которое, после долгих перетолкований на западе, принес в наше отечество один самозванный учитель и предложил в понравившейся столь многим форме: «живи, как хочешь, только веруй, и все тебе будет прощено», как будто чистый елей веры может светло гореть в переполненном нечистотами сосуде.
Православие не дает никакого послабления греху и страсти, твердо и настойчиво требует выражения веры в любви и добрых делах, прямо и ясно ставит вопрос о добродетели, как долге пред Богом, которого никогда человек не может совершенно выполнить. Посему, сколько бы ни подвизался праведник в делании добра, он почитает себя, по слову Господню, рабом неключимым и, падая ниц пред св. чашею Жизни, искреннейше сознает и называет себя первым из грешников.

г) Православие не только правая вера и жизнь, но и правильное, подобающее величию Бога, служение Ему. Иная обстановка православного храма, чем католического костела и немецкой кирхи, иные обряды, иное в богослужении. Там в западных, например, католическом и протестантском (немецком) вероисповеданиях искусство в живописи, в органной музыке все сделало, что могло, и дает нам минуты восторга, душа подъемлется, уносится куда-то далеко, далеко, уносится, и забывает человек, зачем пришел в этот храм, и молитвы в душе уже не стало; здесь, в православной церкви, умиляемся, потрясаемся до глубины души, падаем ниц пред Господом и молимся. Есть службы, подобных которым нет в других христианских исповеданиях, на которых однакоже сами иноверцы чувствуют соприкосновение земли и неба: укажем для примера дивную пасхальную службу.

Со стороны каждого человека требуется постоянное и неослабное наблюдение, точно ли он идет путем Господним, и неуклонное пользование теми благодатными средствами, которые даны нам по великой милости Искупителя мира.
Вот некоторые из правил для жизни желающего сохранить себя в православии. «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Матф.16.6). «Берегитесь лжепророков» (Матф.17,1). «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (Иоан.4,1). «Все испытывайте, хорошаго держитесь» (Иоан.5,21). «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие к погибели» (Иоан.У,ст.13).
Да поможет же нам Господь Бог сохранить безценное сокровище своей православной веры во всей полноте и чистоте по примеру препод. Феофана начертанного и др. св. подвижников, не щадивших не только своего здоровья или земных стяжаний, но и самой жизни в защите православной веры от язычников и еретиков, и да дарует Он нам дух премудрости и разума, дух страха и благочестия жить в святых и спасительных заповедях православия!” (Сост. свящ. Г. Д-ко по статье прот. П. Смирнова: «О православии», помещ. в «Церковн. ведом.». изд. при Свят. Синоде за 1893 г., № 8, стр. 304–310).

Тропарь преподобному Феофану, епископу Никийскому, творцу канонов, глас 8:
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение, Феофане премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:
Возгремев Христово божественное воплощение, безплотныя враги до конца обличил еси, чудне Феофане. Сего ради вси верно и благочестно вопием ти: моли непрестанно о всех нас.

Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Феофане, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Святителю, отче Феофане, моли Бога о нас.

Источник

🔴 ДЕНЬ ЗА ДНЁМ (24 октября) - Житие прп. Феофана исп., творца канонов

🔵 ПОДПИШИСЬ НА КАНАЛ, ЖМИ НА КНОПКУ

Подпишись на канал

Если Вам нравится то, что я делаю – поддержите! Если вам близко то, чем я занимаюсь и Вам интересны те публикации, которые Вы читаете на сайте – поддержите!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделитесь с друзьями это статьёй в сой.сетях
Верую Православие
Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.