​Как часто нужно причащаться?​

Ответы

— Разные книги и разные священнослужители рекомендуют разную частоту причащения Святых Христовых Таин. В «Законе Божием» вообще говорится о том, что причащаться желательно один раз в пост и не реже раза в год. Как же все-таки правильно поступать, чтобы не было смертного греха? 

— Что касается «Закона Божьего», то это синодальная практика дореволюционного периода, которая свидетельствует об оскудении веры. Поэтому революция возникла не на пустом месте, если бы народ причащался часто, с любовью и вседушно, то они были бы защищены от атеистической пропаганды. Раз в посты и раз в году — это, чтобы не умереть. Хорошо ли это? Хорошо и раз в жизни причаститься: Мария Египетская причастилась два раза в жизни. Бывает, что Церковь «ловит» человека буквально на выходе из жизни, напутствуя его на смертном одре. Наверное, человеку достаточно и этого, чтобы соединиться со Христом и войти в рай посреди мук на болезненном одре, превращающемся в одр смертный. 

Но если говорить о норме, то есть Поместное определение Соборов, вошедшее в книгу правил, где человек, не причащавшийся три недели подряд, сам себя исключает из мистической принадлежности к телу Церкви. Если говорить о святоотеческом понимании Литургии, присутствие на ней предполагает и Причащение. Просто стоять на обедне и молиться — это уже новейшие практики. 

Чтобы не утруднить свою жизнь высотой требований, которые мы пока нести не в силах, то надо взять за правило не навязывать всем людям один и тот же норматив частоты. Смириться с тем, что в Церкви, как в ковчеге, спасается всякое животное: и маленький хомячок, и большой слоник. Есть те, кто причащаются каждую неделю, другие причащаются раз в две-три недели, горя верой и желанием, некоторые раз в месяц-два, а некоторые и в год. Есть и те, кто спасутся, причастившись на смертном одре. Надо привыкнуть к тому, что есть разные образы жизни, и под всех подстраивается Господь. Мы все очень разные, и Господь не гнушается подстроиться под каждого. 

Общим для всех должно быть то, чтобы причащаться не по закону: две недели прошло, значит, пора идти. Причащаться надо так, как мы садимся есть: имея голод и жажду. Мы не в тюрьме и не в армии, мы должны есть, когда голодны. У человека должен быть голод Божественных Таин — я должен хотеть причащаться, должен ощущать себя умирающим, не причащаясь, чувствовать тоску и жажду Святых Христовых Таин, зная их силу и действие. Только по этому мы узнаем их божественную природу. Завалите мой стол любыми яствами, но мое сердце жаждет иного Тела и Крови. 

У человека должна быть жажда Причащения, он должен идти в Церковь, как с мороза в теплую комнату, стремиться в нее для евхаристической встречи со Христом. При таком желании можно говорить о сроках и количестве. Количество определяется образом жизни. Например, девствующий человек, не совершающий смертных грехов, ничем не ограничивается. Замужняя женщина, делящая ложе с мужем, уже имеет ограничения. Человек может болеть и причащаться не иначе, как призвав священника к себе. Человек может жить далеко от храма. Образ жизни формирует частоту причащения. 

Очень трудно определить общую норму причащения в силу разности наших жизней. Постепенно частота должна увеличиваться. Жажда Причастия должна пробуждаться по мере церковной жизни. Если человек десятилетиями живет в Церкви, а причащаться он привык два раза в год, и больше ему не хочется, то я бы сказал, что это странно. Желание должно разгораться по мере духовного роста. Если ты вкушаешь Святые Дары, ты чувствуешь их сладость и действие на себя. 

Причащаться нельзя, когда человек ведет откровенно греховный образ жизни без всякого желания каяться. В таком случае Причастие может сжечь человека, потому что то, что лечит, то и убивает. Средневековые врачи справедливо говорят, что не может быть лекарством то, что не может отравить. Вопрос дозировки и правильного употребления и есть вопрос различия яда и лекарства. Точно так же Святые Тайны являются лекарством для кающегося и огнем пожигающим — для грешника. Если человек есть и пьет, не думая менять себя и не имея внутри себя покаянного помысла и горького вздоха о себе, то он ест и пьет себе суд, который рано или поздно взорвет его изнутри. Дерзкий причастник будет наказан. Удерживающей рукой здесь являются совесть и страх Божий. Верующий человек и колеблется между двумя этими крайностями. Большинство людей, живущих церковной жизнью, влекутся одним и удерживаются другим. Сердце влечет их ко Христу, но гиря на ногах — страх причаститься недостойно, принять их в суд себе. 

Быть достойным причастником вообще нельзя, нельзя заслужить себе право законно и праведно, основательно и безгрешно есть Тело Сына Человеческого и пить Его Кровь. Достоинствами здесь являются именно страх и любовь к Господу. Бесчувствие к Причастию — это признак недостоинства.

Протоиерей Андрей Ткачёв

Рад видеть Вас на страницах своего сайта. Буду признателен, если Вы поделитесь этой статьёй с друзьями в соц.сетях. Спаси Господи!

Небольшие Усилия Делают Большие Изменения

Поделитесь с друзьями это статьёй в сой.сетях

Рад видеть Вас на страницах своего сайта. Буду признателен. если Вы поделитесь этой статьёй с друзьями в соц.сетях. Спаси Господи!

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Верую Православие
Добавить комментарий

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.