Фразу апостола Павла «непрестанно молитесь», кажется, знают все православные христиане. Однако, насколько она сегодня нами понимается и исполняется? Попробуем вдумчиво поговорить о «матери всех добродетелей» — молитве.

Драгоценный дар

Молитва есть прежде всего наш разговор с Богом. Своими словами или, данными через святых праведников, проверенными временем и опытом отцов Церкви. С молитвой мы призваны делать буквально все: начинать свой день утром и завершать его; приступать к делу и благодарить Бога по завершении; садиться за трапезу и выходить из-за стола. Господь говорит «Без меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5). Как это понимать? А так. Ничего основательного, доброго, по-настоящему успешного и полезного для вечной жизни мы не сможем сделать, если не связываем этого с Богом. Наши распахнувшиеся ранним утром глаза и мирный закат солнца, который мы наблюдаем – это воля Бога. Если Бог – источник жизни – как можно отказываться от Него пить?

Молитва не есть механическое повторение слов и внешнее совершение действий. Все самое главное происходит внутри человека. Душа питается молитвой как растение влагой. От молитвенной росы в сердце произрастают покаяние, радость, смирение, мир, покой…

Преподобный Ефрем Сирин писал, что «в целой жизни человека нет иного достояния драгоценнее молитвы». Наш разговор с Богом – это веревка, за которую мы держимся, не давая себе утонуть в водах житейского океана.

Просите – и дано будет вам

У человека много потребностей. Ему хочется жить в достатке, иметь успех в делах, хорошо зарабатывать, видеть здоровыми и счастливыми своих близких. Человек хочет быть с Богом, осознает он это, или нет. Со страниц Священного Писания Господь говорит нам

«Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). То есть самые невероятные наши просьбы могут быть исполнены, иногда даже нарушая законы физики и рациональной логики.

Но только в том случае, если от этого мы получим пользу своей душе. «Чудеса в мелочах» наверняка происходили в жизни каждого христианина. Нам известно несметное количество случаев, когда «приговоренный» к смерти врачами человек получал исцеление от глубокой веры или искренней молитвы своих близких. Кто-то сдал экзамен в институт, нашел достойную спутницу жизни, устроился на хорошую работу, примирился с обидчиком или получил неожиданный ответ на мучавший его вопрос.

[ocean_posts_slider id=»1682″]

Соборная молитва

Господь основал Церковь и призвал ее чад регулярно собираться на соборную молитву:

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Именно для того и существуют православные храмы, чтобы мы могли встречаться и коллективно обращать свои просьбы к Творцу.

Можно сказать, это одна из основных задач.

Святые отцы говорили, что одна молитва «Господи, помилуй» в церкви равна тысячи таких вне ее стен!

Во время богослужения на ектеньях мы слышим прошения дьякона о спасении наших (т.е. христианских) душ, о мире во всем мире, о Православной Церкви и нашей стране, и так далее. Просит Бога о чем-то своем в это время каждый молящийся.

Если мы «ничего не можем творить» без Бога и хотим что-то изменить в нашей жизни, понимая, что самостоятельно мы не справимся (а мы и не справимся), значит, мы будем просить об этом Отца. Но любая молитва многократно усиливается при участии еще хотя бы одного человека, и, несомненно, в стенах храма.

[ocean_posts_slider id=»1682″]

Церковная записка с именами

С древних времен в Поместных Церквях существует обычай подачи записок с именами. На Руси старейшие свидетельства об этом относятся к домонгольскому периоду — 12 веку! На проскомидии священнослужитель возносит молитвы к Богу и живых и умерших. Существует также традиция прошения в разных нуждах человека к святым. Совершаются такие просьбы вне литургии, во время чтения канонов или акафистов на молебнах. Святые, уже прославленные Богом, вошедшие в «Царствие Его», выступают нашими помощниками. Мы как бы приглашаем их на соборную молитву и просим святых помолиться Богу о своей просьбе.

Церковная записка – это разовое поминовение человека о здравии или упокоении. Можно сказать, что мы приглашаем к молитве о душе человека или просьбе в исполнении прошения священника, который читает записку и всех присутствующих в храме. Но в таких случаях очень важно, чтобы молился и сам человек, подавший записку. Обстоятельства жизни могут не позволить ему присутствовать на богослужении. Но в свободное время, конечно же, человеку необходимо подвигнуть себя на молитву о просимом.

Дорога к Богу

Протоиерей Андрей Ткачев однажды сравнил привычку молиться с… привычкой мыться.

Как тело наше испытывает свежесть от водных процедур, так и душа очищается молитвой от духовной грязи.

За день мы подходим к умывальнику ни один раз. Так почему же мы так мало молимся? Царь Давид упоминает в псалмах об обычае семикратной суточной молитвы. После Пришествия Христа эта традиция сохранилась, но особенности жизни и рост христианских общин внес свои коррективы, и теперь даже храмовое богослужение совершается два раза в сутки – вечером и утром.

Святые отцы разных времен призывают нас совершать «дело дел» регулярно.

[ocean_posts_slider id=»1682″]

Мы сокрушаемся о том, что у нас в жизни возникают какие-то проблемы и неурядицы. Человек даже в ситуации тотальной «непрухи» способен игнорировать и не замечать спасательный круг молитвы. Но бедственное положение вещей в нашей жизни является стопроцентным следствием нарушения духовных законов. Дыхание наших легких непрерывно и символизирует жизнь.

Отсутствие дыхания – это смерть, а отсутствие молитвы – смерть души.

Не посылаем мы Воздуху жизни сигналов в потребности о Нем. Напротив, «всяко дыхание да хвалит Господа», призывает нас царь Давид в 150-м псалме.

Каждый день – это замкнутый цикл, состоящий из дня и ночи. Церковное предание сохранило для нас уникальную практику молитвы: соборного и келейного богослужения; моления со священником и мирским чином; звучное славословие и исихазм. Мы обладаем вековым сокровищем духа, способным открывать перед нами запредельные глубины Божественного мира. Мы призваны непрестанно плыть на галере своей души в чистых водах священной молитвы к Отцу, Который ждал нас вчера, ждет сегодня и непременно будет ждать завтра. В обителях вечного Света, Радости и Любви.