Девятая заповедь блаженств: неотмирная радость

468

Почему христиан злословят, как к этому относиться и зачем нецерковные люди делают добрые дела? Мы завершаем наш цикл бесед о заповедях блаженства Иисуса Христа и предлагаем вашему вниманию текст о девятой заповеди – поношении Христа ради и радости, которая ожидает гонимых.

Ради Христа

Предыдущая заповедь блаженства уже, казалось бы, открыла нам свой смысл: блаженны будут те, кто пострадает за правду. Правда – это Христос. Но по какой-то причине Спаситель не говорит о себе. Под правдой можно подразумевать учение Христа, а можно видеть и Самого Иисуса. Однако, открывается он в полноте лишь в девятой заповеди блаженства:

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11).

Все, Спаситель подводит слушателей, а впоследствии и читателей Его Слова к финалу и смыслу нашей веры – Христу. Верующие сокрушались о грехах, искали правды, очищали сердце от страстей и стремились к примирению враждующих, и во всем этом, безусловно, был Господь, но пока не так явно. Да, мы современники, уже не можем представить одно без другого, но здесь, возможно, Спаситель говорит и о том, что понимание Себя верующим по-настоящему открывается лишь на высшей ступени заповедей.

блаж2

Нынешний секуляризованный мир взял себе за правило разделять добрые постулаты христианства и Бога. Пожалуй, устремившиеся жить самостоятельно бунтари новой человечности и гуманизма с удовольствием украли у христиан те самые ценности, которые впоследствии они выдали за собственный продукт «общечеловеческих». И в этом открывается их несовершенство. Хорошо, можно иметь адекватную самооценку, уважать ближнего, заниматься благотворительностью, помогать нуждающимся и защищать слабых… Да, божественный импульс в эти делах может присутствовать, ведь в каждом человеке скрыт образ Бога. Но ради чего все эти действа?

Интуитивная тяга к Творцу похвальна, но сомнительна в своем оправдании в случае одновременного с этим Его отрицанием. Кстати, Господь говорит и для людей, пребывающих в церковной ограде. Мы же прекрасно знаем, что нахождение в храмовых стенах не перепрошивает нам мозг самим фактом пребывания на богослужениях. Порой и человек, обретая привычки уже в церковной жизни, упускает главное за внешними предписаниями, либо просто отказывается задавать себе самые важные вопросы.

Ради чего все это? Ради здоровья, успеха в работе, теплоты на душе, в конце концов? Тогда для чего это огромное распятие справа от входа, или вот эта голгофа на кануне, а еще вот этот крест в алтаре? Заповеди блаженства, в какой-то степени, называются святыми отцами ступенями, по которым человек поднимается постепенно, без вариантов перепрыгнуть с первой на пятую и так далее потому, что каждый новый уровень раскрывает для нас Христа. Он как бы разворачивается в нашем сердце, становится нам понятным, мы начинаем видеть Его четче.

Спасение от гонителей

И вот тут мы и начинаем понимать, что мир с его приземленными ценностями живет, как оказывается, совсем по иным принципам. И мы, христиане, не очень-то этому миру понятны. Да, людям может нравиться возможность попросить чего-то у Бога и сверхъестественным путем это получить. У нас красивые храмы. Вроде, несем в мир некое абстрактное добро (абстрактное оно у мира). И все. Дальше, когда речь заходит о заповедях, которые Христос предлагает каждому человеку примерить на себя как залог вечной счастливой жизни, мы внезапно становимся неудобны.

Одним мы задеваем спящую совесть, от чего людям становится больно, а нас записывают во враги. Только потому, что мы что-то там внутри у человека задели. Нам этого совсем не хотелось, но мы почему-то становимся неудобны. Обличаем, понятно. Кстати, необязательно даже о чем-то говорить. Бывает и так (нередко), что наше христианство люди уже на дух не переносят. Это столкновение духовного уровня, и оно существует.

блаж3

Кого-то не устраивает наше учение в полноте. Это и понятно, далеко не все готовы отказаться от избыточной любви к женщинам и деньгам. Не каждый признает, что власть и слава губительны. Частично христиане очень удобны. Бери лучшее (для себя), и все нормально. Но дело в том, что у нас не вера-конструктор с набором отключаемых опций. Христианство славится своей полнотой. И вот тут нас начинают тихо или не очень ненавидеть.

Где-то здесь и лежит ответ на вопрос, почему в последние годы жители городов России стали жестко выступать против строительства храмов у их домов. Наивно думать, что это всего лишь протесты против точечной застройки или акции по сохранению скверов. Нет, просто люди не хотят пускать в свое пространство Бога. Храм всегда будет напоминать им о том, что есть нечто высшее. И далеко не всем эта внутренняя память приятна. Гораздо проще жить, отказываясь в своей гордыне признавать Бога и Его учение. Следовательно, ученики Христа всегда будут гонимы (в той или иной степени) за веру. Это и станет шансом получить венец спасения.

Гонят за веру? Радуйся

Фактически, идущий по пути блаженства ступает на путь борьбы добра со злом. Он побеждает неправду в себе, светит миру, как заповедовал Спаситель, и от того становится бельмом на глазу нечестивым, пораженным грехом людям. Иоанн Кронштадтский очень точно описал гонения на христиан, выражающиеся, в первую очередь, в попытках опорочить нашу веру.

Битва ведь идет за умы и сердца людей. Человек выбирает сторону света или тьмы в душе. Поэтому грех обязательно нужно представить красивым, сладким, благородным и необходимым. А христиан – опорочить, чтобы отвратить потенциальных сторонников, да и самих христиан морально надломить, возможно, переманить на свою дьявольскую сторону.

«Теперь он [дьявол] гонит не пытками, не казнями, а неверием, мнимым прогрессом (движением вперед), либеральностью, попросту — вольнодумством, безразборчивости к верам и дерзким отрицанием веры; поношением, насмешками, кощунством, клеветою, или гордым невниманием и презрением. Благочестивых людей ныне обзывают именами ханжей, рутинеров, людей отсталых, с узкими взглядами; веру христианскую называют верою черни; христианскую сострадательность — слабодушием и нервною раздражительностию; милостыню — глупою расточительностью; наружную молитву — лицемерием; услаждение и радость молитвенную — идиотством (едва не сумасшествием); напротив, широкую разнузданность плоти или распущенность, угождение всем ея бесчисленным похотям — современным прогрессом; отчуждение же от молитвы домашней и общественной, отвержение всякой обрядности в вере, жизнь, непохожую ни на христианскую, ни на жидовскую, ни на татарскую, ни на языческую, а какую-то животную, чуждую всяких обязательств веры, считают известным тоном, признаком современнаго человека (и космополита, для коего отечество весь мир, а веры никакой)»,  – писал праведный Иоанн из Кронштадта.

радуйся

В этой пространной цитате очень много подробностей, которые не исчерпал в себе арсенал современных безбожников и горделивых богопротивников. Но это ли повод грустить, как часто у нас сегодня бывает? Нас гонят за Христа, но мы должны радоваться. Потому что нам выпала честь пострадать за нашего Спасителя. Он принес за нас жертву, мы, хоть и несоразмерно, хоть чем-то можем послужить ему в ответ. Ведь, как сказал Иероним Стридонский, «где Христос есть причина злословия, там злословие должно быть вожделенным». Ведь оно – начало блаженства и награда, которая ждет нас на Небесах.

Владимир Басенков

Рад видеть Вас на страницах своего сайта. Буду признателен, если Вы поделитесь этой статьёй с друзьями в соц.сетях. Спаси Господи!

Небольшие Усилия Делают Большие Изменения

Закрыть меню