Ахтырская икона Пресвятой Богородицы

23 Новости

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Существуют праздники, установленные в воспоминание событий, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, а также в честь чудотворных Её икон, и эти праздники наполнены каким-то особым тёплым чувством. И народ, стоящий и молящийся в храмах Божиих, каким-то особым сердечным участием празднует эти праздники и молится к Царице Небесной, как к своей Матери и Заступнице. Как добрый ребёнок сохраняет добрые и благоговейные чувства к своей матери, и каждое его слово наполнено теплотой, когда он говорит с ней или о ней, так точно и мы, братья и сестры, притекая ко всеобщей нашей Матери, к Царице Небесной, в дни Её праздников, с особым умилением имеем причины и благодарить Царицу Небесную, и благоговейно почитать, и благоговейно взирать на Её святые образы. Потому что, взирая на эти образы, мы чувствуем ту отдачу Божией Матери, которую Она, как любящая Мать, даёт Своим детям Своей помощью, Своим покровом и Своей благодатью.

Сегодня Церковь Святая вспоминает чудесное явление иконы Божией Матери, которая названа по месту её явления, по городу Ахтырке (прежде Харьковской губернии, а ныне — Сумской области). И называется эта икона Божией Матери Ахтырской. Сам иконографический тип иконы, когда Божия Матерь со сложенными в умиленной молитве руками созерцает крест и распятого на нём Сына Своего и Бога, относится к типу иконографии, называемому «икона Божией Матери “Плач Пресвятой Богородицы”».

16
Ахтырская икона Пресвятой Богородицы

В Страстную Пятницу по выносе Плащаницы служится малое повечерие, на котором читается особый канон «Плач Пресвятой Богородицы», в котором выражаются чувства Божией Матери по отношению к Сыну Своему и Богу, Которого Она созерцает по распятии. Такое же изображение и здесь. На отдельных иконах Божия Матерь изображалась с покровенною головою. На некоторых же иконах Она изображается с распростёртыми волосами во исполнение слов канона «Плач Пресвятой Богородицы», когда описывается, что Она, «распустивши власы», «рыдаше и стеняше». Вот именно такой иконографический сюжет изображён на Ахтырской иконе Божией Матери. Явлена эта икона была по-особому.

Сам город Ахтырка стоит на низменной сырой местности, много лугов вокруг этого города. И вот однажды священник Василий Покровской церкви Ахтырки, города, который был основан в середине семнадцатого века, пошёл на покос. И когда он косил траву, то вдруг среди травы увидел лежащую небольшую аналойную икону Божией Матери, от которой исходил необычайный свет, сияние небесной славы. Со страхом и благоговением он пал пред иконой на колени, со страхом и трепетом взял эту икону в свои руки и принес её в дом. Но домашние замечали, что они не могли даже пребывать и ночевать в той комнате, где стояла икона, потому что на них нападал трепет благоговейный, в самом даже помещении, где находилась икона.

И однажды священник Василий, желая поправить эту святую икону, отнес её иконописцу. Но Божия Матерь явилась иконописцу и повелела не трогать образ, не исправлять его, а отнести обратно в дом священника. Через некоторое время сияние от иконы Божией Матери в доме священника так же стало проявляться, как в момент её обретенья — необычайные лучи небесной славы осиявали этот малый образ. Явившись в сонном видении, Божия Матерь повелела омыть икону и накрыть её чистым полотном, что священник и сотворил. Воду же оставил в сосуде, намереваясь эту воду вылить утром в место какое-то пристойное, как воду, которой омывал святыню. Но Божия Матерь опять явилась ему и сказала: «Воду эту не выливай. Напои этой водой лихорадных больных, и они будут выздоравливать». Священник, проснувшись утром, напоил этой водой болевшую свою дочь, которая тут же выздоровела. И люди, больные лихорадкой, которым давали пить эту воду, все выздоравливали.

Чудеса от сего чудотворного образа Божией Матери начали истекать подобно реке благодатной. Множество народа собиралось, чтобы поклониться и испить воды от омовения святого образа. Впоследствии икону перенесли в храм. А в середине восемнадцатого века лично по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны было назначено расследование о чудесах от иконы Божией Матери. И икона признана подлинно чудотворной за множество чудес и исцелений, которые творились от сего святого образа.

Особое внимание к иконе Божией Матери императрицы Елизаветы Петровны было ещё обращено после следующего случая. Однажды через этот небольшой город Ахтырку путешествовала баронесса Вейдель. Она путешествовала вместе со своими двумя дочерьми. Здесь она тяжко заболела и видя, что исцеления от болезни уже нет, и возможно близок час смерти, она пришла в храм Покрова Пресвятой Богородицы и со слезами молилась у Ахтырской иконы, прося у Божией Матери исцеления, а если исцеление уже невозможно, и такова воля Божия, чтобы Она не оставила двух малолетних её дочерей, которые могли стать круглыми сиротами.

И вот когда молилась так материнским сердцем, а ведь материнская молитва «небеса потрясает и со дна моря достаёт», то Божия Матерь Сама проявила материнское участие о ней, потому что Сама была Матерью, Сама испытывала скорбь о Своём Сыне и Боге, поэтому любая скорбь материнского сердца была Ей близка и понятна. И поэтому Божия Матерь ответила на молитву сей рабы Божией, знатной госпожи, и сказала: «Воля Божия перейти тебе в горний мир. О детях своих не беспокойся. Всё своё имение перед смертью раздай по церквям и нищим, а о твоих дочерях Я Сама позабочусь». И баронесса, услышав эти слова Божией Матери в видении, поступила по Её слову. Всё своё имение, всё своё богатство она раздала на храмы и нищим. И, казалось бы, дочерей оставила абсолютно ни с чем, но она оставила их с огромным богатством — с покровом Божией Матери и с обещанием Царицы Небесной заботиться о них.

И вот, когда умерла баронесса, и слух об этом дошёл до самой императрицы Елизаветы Петровны, она услышала о смерти той, которую знала, и о том, что дочери её остались сиротами, и о подвиге веры к Божией Матери, который явила перед смертью баронесса. Тогда императрица распорядилась дочерей взять в императорский дворец. Она сама их воспитала при дворце царском. Впоследствии они вышли замуж за знатных людей, и вся жизнь их была под покровом Божией Матери, исполнена земного счастья и утешения. Так Царица Небесная через земную царицу устроила этих сирот, казалось бы, оставшихся без содержания и никому не нужных, и по воле Царицы Небесной сама царица земная пеклась об этих сиротах и сопереживала им. А сама Елизавета Петровна предприняла путешествие в город Ахтырку, где поклонилась сему чудотворному образу и повелела на месте старого уже обветшавшего Покровского храма воздвигнуть величественный Покровский собор.

По сегодняшний день стоит этот великолепный собор на месте молитвы матери о своих детях, на месте, где стояла чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по сегодняшний день народ православный почитает Ахтырскую икону Божией Матери, преклоняясь перед этой величайшей святыней. Особенно перед этой иконой молятся матери о своих детях, об их благополучии, и не только о земном благополучии, но и вечном в Боге спасении душ своих детей, своих внуков. Поэтому и мы сегодня стоим, молимся, братья и сестры, вверяя свои души попечению Царицы Небесной.

Фрагмент проповеди епископа Арсения.

Рад видеть Вас на страницах своего сайта. Буду признателен, если Вы поделитесь этой статьёй с друзьями в соц.сетях. Спаси Господи!

Небольшие Усилия Делают Большие Изменения

Если Вам нравится то, что я делаю – поддержите! Если вам близко то, чем я занимаюсь и Вам интересны те публикации, которые Вы читаете на сайте – поддержите!  

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделитесь с друзьями это статьёй в сой.сетях
Верую Православие
0 0 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Буду рад вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйтеx
()
x